«Уроки французского» В.Распутин

Открытый урок

Тема: Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны (по рассказу Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»)

Цель урока: Воспитывать духовно-нравственного человека на примере ценностей и нравственных поступков, изображённых в рассказе В.Г.Распутина.

"Уроки французского" В.Распутин

Задачи:

  • осуществить  мета предметные связи литературы и основ православной культуры;
  • воспитывать чувство сострадания, любовь к ближнему, умение быть внимательным и открытым другим людям, недопустимость жестокости по отношению к живому существу;
  • познакомить с понятиями «духовная память», «духовный опыт человека», помочь раскрыть эти духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее.
  • подготовить к «видению» учащимися православных мотивов в русской литературе;
  • раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина;
  • формировать отношение к событиям и героям рассказа, их оценку; выявить роль художественных средств и языка произведения в изображении мира и человека в рассказе , раскрытие авторского замысла;
  • развивать речь детей за счет развернутых аргументированных ответов, лексический запас слов;
  • показать душевную щедрость учительницы и её роль в жизни мальчика;

 

Чтобы  поверить в добро, надо начать  делать его.

 В человеке есть свой суд – совесть. Дорожить надо только её оценкой.

 Л.Н.Толстой

Технология урока: проблемное обучение.

Метод: эвристическая беседа (работа  с текстом)

Оборудование урока: газета, посвящённая творчеству В.Г.Распутина, эпизод из кинофильма, телевизор, слайд-презентация, учебник, где находится текст рассказа, Библия, высказывания великих о доброте и милосердии, оформленная доска.

Это второй урок по рассказу (первый был посвящён образу главного героя рассказа и автору)

Ход урока.

1.Приветствие. Слово учителя.

Я хочу начать наш урок словами автора этого произведения – Валентина Григорьевича Распутина из статьи « О рассказе»:

« Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперёд, что мы выносим из событий своей жизни и что представляет интерес не только для нас одних.

Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого человека»

Демонстрации отдельных слайдов презентации.

2.Этап. Эвристическая беседа.

Учитель: Что же такое урок? О каких уроках говорит нам автор?

Предполагаемый ответ: В словаре С.И.Ожегова есть  4 значения этого слова:

1.Работа, заданная для выполнения в определённый срок (устаревшее).

2.Учебная  работа, заданная ученику.

3.Учебный час, посвящённый отдельному предмету.

4.Переносное. Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.

Значит, автор употребляет это слово в двух значениях: 3 и 4.

Произведение названо «Уроки французского»,  уроки в школе, которые даёт Лидия Михайловна – это 3 значение, а вот посылка, приглашение домой на дополнительные занятия и, наконец, приглашение на игру – это уроки, из которых мальчик сделал выводы для  будущего.

 Учитель: Итак, вступая в конфликт с Вадиком , (о котором мы говорили на прошлом уроке), главный герой ставит себя в трудное положение: он лишается источника денег и за игру на деньги его могли в два счёта выгнать из школы. Кто же приходит к нему на помощь?

Предполагаемый ответ: Лидия Михайловна – главная женская героиня рассказа.

Учитель: да, её образ занимает  центральное место в произведении. Это авторский идеал учителя. Но складывается он, как мы видим из рассказа, в результате полной переоценки первоначальных представлений мальчика об учителе. Найдите и зачитайте литературный портрет Лидии Михайловны.

Предполагаемый  ответ: «Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от неё что-либо было трудно.(стр. 203 Учебник –хрестоматия 6 кл. авт.-сост.:М.А.Снежневская, О.М. Хренова, 2011 г.)

У Лидии Михайловны  голос был каким-то мелким и лёгким, так что в него приходилось вслушиваться, и не от бессилия вовсе, а словно бы от притаённости и ненужной экономии.(стр.206)

Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, и в одежде, и в своей женской молодой поре, до меня доходил запах духов от неё, которое я принимал за самоё дыхание.(стр.206)

"Уроки французского" В.Распутин

Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем чёрные, коротко остриженные волосы. Но при всём этом не было видно в её лице жёсткости, которая , как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящеесяк ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесьочутилась и что я здесь делаю? (стр.210)

Учитель: каковы же черты этого идеала? Личность учителя лучше всего раскрывается в отношении его к ученикам. Сравним отношение к ученикам Лидии Михайловны и Василия Андреевича, директора школы, образ которого Распутин не случайно вводит в произведение. – С какой целью он это делает?

Предполагаемый ответ: Распутин показывает два разных типа учителей, потому что всё познаётся в сравнении.

Учитель : рассмотрим два эпизода, раскрывающих отношение Василия Андреевича и Лидии Михайловны к ученикам, и попытаемся определить, чем оно различается.

1 эпизод – «Лидия Михайловна на уроке»(стр.203) 3 ученика с места читают по ролям : автор, Лидия Михайловна и мальчик.

2 эпизод – «Василий Андреевич на линейке»(стр.204) читает один ученик с места.

Учитель: прокомментируйте эти эпизоды, сделайте выводы.

Предполагаемый ответ :В. А выстраивает между собой и учениками непреодолимую стену.   Даже в описании его портрета есть деталь  — «наглухо застёгнутый тёмный френч, который двигался самостоятельно, чуть наперёд директора» придаёт всему образу директора что-то неживое,  безликое.Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям, ко всем подходит с одной меркой. Он «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался».

А Л.М. внимательно и чутко относится к ученикам. Именно это  позволило ей разглядеть в герое не только способного ученика, но и человека с характером, который без помощи взрослых старался справиться со  своими  недетскими  проблемами.

Учитель : правильно. И это определяет все  дальнейшие поступки учительницы. Какие это поступки? Расскажите о них, объясните их смысл. Почему Л. М. пришлось прибегнуть к ряду хитростей?

Предполагаемый ответ: занималась в школе после уроков с ним французским языком, , пригласила домой на дополнительные занятия, чтобы не только научить французскому языку , но и накормить,послала посылку с макаронами. Но всё безуспешно. И тогда она предложила играть на деньги в «пристенок» —   нашла способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости

3.Этап.  Показ видеофрагмента фильма.

      Учитель:  А Библия как относится к играм на деньги?(Это является недопустимым)

Тогда отчасти директор школы прав, назвав этот поступок Лидии Михайловны преступлением?

Предполагаемый ответ: ответы могут быть дискуссионными  — ребята отстаивают свои точки зрения, оправдывая учительницу. Лидия Михайловна наделена способностью к состраданию , добротой и милосердием, за что и пострадала, лишившись работы. У нее не было другого выхода помочь мальчику, ведь он отказывался от любой помощи, гордость ему не позволяла, чувство собственного достоинства.

Учитель:  играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с  точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что стоит за этим поступком?» – спрашивает автор. Видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить, присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается.

Святой Иоанн Златоуст часто напоминал, что Христос не требовал от Своих учеников никаких великих подвигов и чудес. Бог ждал и ждет от людей прежде всего любви, милосердия и прощения по отношению к ближним.

Сердце милующее – это сердце, которое умеет принять чужую боль как свою собственную. Такой человек всюду видит людей, а не врагов. А в каждом человеке « Искру Божью».

Учитель:  Какие нравственные уроки( уроки добра и милосердия) преподает своему ученику Лидия Михайловна?

4.Этап урока.

Творческая работа учащихся (запишите в тетрадь 2-3 предложения).

Это были уроки не только французского языка, но доброты и душевной щедрости, внимательного и чуткого отношения друг к другу, бескорыстия, что более всего остается в нашей душе и памяти и перерастает в духовный опыт. Это вечные ценности.

Лидия Михайловна  сделала    все, чтобы  приручить  мальчика  к себе, помочь ему выжить . Она   спасла его своим добрым  поступком  и  преподала ему своим примером урок  доброты.

Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.

"Уроки французского" В.Распутин

Этот рассказ учит людей состраданию. И тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время не оскорбляя его гордости. И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище.

5.Этап урока.

Учитель: Вы правы,  мальчик действительно получил уроки добра и милосердия , он не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило.

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Он узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость, милосердие  и любовь. Это и есть духовные ценности. Уроки французского оказываются уроками доброты и милосердия.

А теперь, ребята, послушайте Притчу  о добром Самарянине, которую нам расскажет ученица.

6.Этап.

Ученица :Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».

Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:

На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

7.Этап.

Учитель: Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему

Так  кто же на самом деле твой ближний?

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний — это тот, кто нуждается в твоей помощи.

Как же связана эта притча с рассказом В.  Распутина « Уроки французского»?

 Предполагаемый ответ :В произведении мы видим истинный пример того, как самоотверженно и бескорыстно Лидия Михайловна делала добро герою этого рассказа.

Значит, она ближний по отношению к мальчику.

Учитель:как вы понимаете слово « доброта»? Какие ассоциации появляются у вас, когда вы слышите слово «доброта»? Запишите синонимы .

Предполагаемый ответ: Щедрость, Милосердие, Бескорыстие,   Отзывчивость, Сострадание,  Расположение к людям.

Доброта – это качество характера человека, проявляющееся в стремлении делать добро.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Ученица прочитает стихотворение Александра Яковлевича Яшина «Спешите делать добро!»

Учитель вместе с детьми: В жизни мы получаем определенный опыт, делаем выводы. Часть выводов касается того, как нам поступать в обыденной жизни. Главные выводы касаются того, как вообще жить дальше, в чем смысл жизни человека, что такое добро и зло и как стремиться к добру. И мы строим свою жизнь в соответствии с этими выводами. Это и есть духовный опыт и память человека.

Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди?

7.Итоги урока: Я  надеюсь,  что доброта и милосердие всегда будут в вашей  жизни  и вы  всегда   придете  на помощь друг другу в любую минуту и тому, кому ваша помощь понадобится, вашему ближнему.

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

8.Домашнее задание.

Написать сочинение-эссе «Встречались ли вам люди, похожие на Лидию Михайловну»

9.Релаксация под детскую песенку «Если добрый ты!» гимнастика для глаз, чтобы потом  в жизни острее увидеть чужую боль.

Запись была размещена в Суббота, 27 Апрель 2013 в 6:37 пп в рубрике Распутин В.. Вы можете подписаться на тему через RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий, или трэкбэк со своего сайта.

1 комментарий

  1. Александр написал:

    Очень добрая концовка. Спасибо Светлане Анатольевне.

    ... Апрель 29th, 2013

Оставить комментарий