Наша малая родина. Святыни Дмитровской земли

Классный час

 на тему «Наша малая родина. Святыни Дмитровской земли».

Дмитровский край, песенный край 
Краше тебя не знаю. 
Дивной Руси сказочный край, 
Наша земля святая.

Цели: 

— познакомить учащихся с историей создания наших Дмитровских Святынь;

— развивать историческую память, навыки исследования;

—  воспитывать любовь и преклонение перед предками и   малой родиной, чувство патриотизма и ответственности перед родиной.

Оборудование: 

компьютер, проектор, экран, презентация «Наш край», карта Дмитровского района.

Форма проведения: защита проекта.

Группа учащихся с помощью классного руководителя заранее готовит исследовательский проект на тему «Наша малая родина. Святыни Дмитровской земли».

 Ход классного часа.

  1. Организационный момент.

Звучит запись песни «Дмитровский край» стихи Станислава Волкова, музыка Натальи Финк.

Сообщение темы и цели классного часа.

— Сегодня наш классный час пройдёт в форме защиты проекта на тему «Наша малая родина. Святыни Дмитровской земли ».

  1. Выступления учеников.

Проблема. Мы живём в небольшом северном  подмосковном городе, который носит название Дмитров. Для того, чтобы познакомиться с происхождением названия нашего города,с историей его возникновения и дмитровских святынь, мы решили провести исследование.

Исследование.

     В удобном географическом месте расположился город Дмитров.

« В лето 6662(1154 по современному стилю) родился Юрью сын Дмитрей, — повествует летопись, — бе (был) бо тогда в полюдии на реце на Яхроме… и заложи град во имя сына своего и нарече и его Дмитров, сына же нарече Всеволодом».

Выгодное расположение Дмитрова на важном водном пути к Волге стало одной из причин того, что в 1301г. Его избрали местом Княжеского съезда, который получил больший резонанс, нежели предыдущий (1296) во Владимире.

Анализ литературы.

История создания основных храмов города Дмитрова.

Собор Успения Пресвятой Богородицы  — православный храм Дмитровского благочиния. По истории строительства Собора Успения Божией Матери в Дмитрове было названо несколько гипотетических дат. Все Наша малая родина. Святыни Дмитровской земли

они связаны с княжением в Дмитрове князя Юрия Ивановича Дмитровского, но ни одна из них не подтверждена документально. Обычно закладку собора относят к 1507 или к 1509, а завершение к 1533 году. В монографии Яганова А. В.   и Рузаевой Е.И. завершение строительства обосновывается 1512 годом.

Ранее предполагалось, что погреба храма принадлежали белокаменному храму XIV века, но исследования С. А. Гаврилова опровергли эти гипотезы. Обычно, при описании архитектуры собора отмечают сильное влияние форм московского Архангельского собора, построенного в 1505-1508  в г Москве итальянскими мастерами под руководством Алевиза Нового и по заказу Ивана III, отца Дмитровского князя. Однако круг итальянизирующих элементов Дмитровского собора значительно шире того набора, который можно было взять в Архангельском соборе. Следует говорить, что в обоих храмах использованы одинаковые, но по-разному интерпретированные ренессансные элементы, Успенский собор вышел строже и монументальнее своего прототипа. В постройке Дмитровского Успенского собора итальянцы принимали самое непосредственное участие. Наиболее вероятным автором Успенского Дмитровского собора мог быть архитектор-итальянец. Ему, как считает С. А. Гаврилов, незачем было обращаться к Архангельскому собору как к образцу. Он мог обращаться к опыту Ренессанса самостоятельно и по-своему мог преломлять свой собственный ренессансный опыт на русской почве.

Пятиглавый четырёхстолпный храм крестово-купольного типа на высоком подклете и с выложенными белым камнем погребами был окружён крытой арочной галереей в два яруса и имел. Исходная форма глав неизвестна.

Воздействие архитектуры Архангельского собора выразилось в приёмах обработки стен филенками, в наличии трёхчастного антаблемента в основании закомар. К особенностям храма относят гранёную снаружи форму апсид.

Уникальными деталями наружного декора собора являются три изразцовых барельефа середины XVI века: круглый, диаметром 3 метра, барельеф, изображающий Георгия Победоносца., и два распятия. Но изразцовые иконы на фасадах собора появились только в XVIIIв. По предположению В.В.Кавельмахера и М.Б.Чернышева привезли их дмитровские купцы с Борисоглебского собора в Старице

По мнению С.А.Гаврилова, первоначальная звонница находилась рядом с собором, на специально устроенном выступе фундамента с восточной стороны от северной апсиды. Вероятно, в XVI начале XVII века она уже была разрушена. В начале 1980-х гг. С.А.Гаврилов обнаружил первый ярус второй звонницы, пристроенной к восточной арке северной паперти. Метлин при описании ветхостей XVIII в именно эту звонницу обозначил: «колокола висят на левой стороне паперти, что в углу». Предположение А.В.Яганова о том, что это сохранившаяся часть северного крыльца, ошибочно.

 Успенский собор в 2004 г.

В середине 1660-х к собору пристроили лестницу на ползучих арках, на месте её нижнего рундука в 1793—1796 по проекту архитектора М. Я. Агафонова, крепостного князя И. Ф. Голицына, была построена колокольня в стиле классицизма. Чуть ранее, в 1790—1791, позакомарное покрытие было заменено на четырёхскатную

Наша малая родина. Святыни Дмитровской земли

кровлю, а каменные барабаны на деревянные.

После революции собор долгое время функционировал, но в 1932 был закрыт и передан музею. В середине 1930-х с его куполов сняли кресты, а в августе 1941 была разобрана верхняя часть колокольни. В 1961—1965 под руководством Е. Р. Куницкой проведена реставрация, колокольня восстановлена, однако были сняты угловые барабаны. В 2001—2003 после новой реставрации под руководством В. И. Нестеренко по проекту архитекторов А. В. Яганова и И. Ю. Коровина их возобновили. Богослужения вновь начали проводиться в одном из приделов собора ещё в 1991, в 2002 музей переведён в новое здание, храм полностью передан  23 июля 2003 года и  освящён.

Сохранился резной иконостас конца XVII века работы мастеров Оружейной палаты, некоторые иконы которого относятся в XV веку, а также роспись XIX века. Между 1646 и 1713 годами в собор перенесена икона, изображающая Дмитрия Солунского на троне и ранее хранившаяся в деревянной церкви в Дмитровском кремле. Написана она была в конце XII века и, по предположению В. И. Антоновой, была подарена Всеволодом Большое Гнездо городу Дмитрову после его разорения в 1181 году. В настоящее время икона находится в экспозиции Третьяковской галереи. До1933 года в соборе хранился Животворящий  крест (начало XIV века), ныне находящийся в запасниках Третьяковской галереи. Первая роспись стен появилась после 1813 года.

В 1792 году в собор перевезли шатровое епископское место из Крутицкого архиерейского дома, являющееся прекрасным образцом резьбы и декоративной росписи XVII века.

Храму нашему почти 500 лет. Две керамические иконы  на северной и южной сторонах находятся на соборе.

9 куполов и 7 престолов. При входе в собор мы попадаем на паперть, где изображены три медальона. Первый – Средневековые святые , в центре Константин и Елена, рядом Василий Великий, Пантелеймон- в зелёной одежде, Георгий Победоносец – в красной.

Второй медальон- Страстотерпцы: семья Николая второго, Тихон, его сын.

Третий медальон – Российские святые: княгиня Ольга, Владимир, Борис и Глеб, Серафим Саровский, Сергей Радонежский.

7 престолов: 1 – предел Сергия Радонежского, 70 учеников – птицы на иконе в этом пределе, и рассказывается о  жизни и служении Сергия Радонежского,  3 керамическая икона .

2 – предел Георгия Победоносца.

3- главный предел Успение Божьей Матери. Выдающийся иконостас, деревянный, резной, пятиярусный, 77 икон, в третьем ряду семь икон 15 века.

4 – Церковь Пресвятой Богородицы. В центре – икона «Покрова». В 1164 году Андрей Боголюбский установил на Руси праздник Покрова. 10.10.1812 года здесь на дмитровской земле были французы, 50 сажен от Никольских ворот, а 14.10.1812 года они покинули Дмитров. В честь войны, подвига нашего народа и был создан этот предел в Успенском соборе.

5 – предел церковь МитрофанияВоронежского 1848 год,

6 – предел Явление Иисуса Христа.

7 – предел храм Дмитрия Солунского. На стенах изображено житие Дмитрия Солунского.

 Борисоглебский Дмитровский мужской монастырь. 

Борисоглебский Дмитровский монастырь относится к древним обителям Подмосковья. По одной версии, ему идет девятый век, а по другой — пятый. Есть давнее предание об основании монастыря великим князем Юрием Владимировичем Долгоруким в XII в., почти одновременно с основанием им в 1154 г. г. Дмитрова, названного им в честь его младшего сына, в крещении получившего имя Дмитрий. (В 1363 г. г. Дмитров был присоединен к

Наша малая родина. Святыни Дмитровской земли

Московскому княжеству). Точных данных об основании этого монастыря нет, скорее всего, он возник в третьей четверти XV в. (В 1841 г. под приделом монастырского собора нашли каменный крест с датой его установки — 1462 г.; а в письменных документальных источниках монастырь впервые упомянут в 1472 г.) По третьей версии, монастырь возник в 1380-е гг.

Люди верили преданиям, тем более что о документальных сведениях о монастыре мало кто знал.

Дмитровские и московские князья с мыслями об основании монастыря самим Юрием Долгоруким — основателем столицы Москвы, стремились быть щедрыми к этому монастырю, что позволяло ему успешно развиваться и вести строительство, в том числе каменное. Например, в 1537 г. построили замечательный собор во имя святых князей — страстотерпцев Бориса и Глеба. Но, как и другие монастыри, эта обитель страдала от разных бедствий, нашествий и разорений от врагов (1610 г. отрядов польско-литовских интервентов гетмана Я. Сапеги), пожаров (1672 г.), иных несчастий. Тем не менее он всегда восстанавливался, чему способствовали его легендарная престижная история и близость к Москве.

В 1652 г. царь Алексей Михайлович Романов издал указ, по которому Борисоглебский монастырь стал подмосковной резиденцией его друга, советчика, доверенного лица митрополита Новгородского Никона (он в том же 1652 г. стал патриархом и был им до 1666 г.), но вскоре охладел к этой обители. В 1656 г.патриарх Никон основал на берегу р. Истры Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который стал его любимой загородной резиденцией.

Борисоглебский монастырь с 1652 г. подчинялся Новгородскому митрополичьему дому, с 1664 г. он недолго был самостоятельным, в 1682 г. его приписали к Заиконоспасскому монастырю в Москве, но в 1725 г. он снова стал независимым самостоятельным монастырем. Личность царя Алексея Михайловича Романова (1629—1676, царь с 1645 г.) как минимум дважды влияла на судьбу и развитее монастыря: непосредственно в 1652 г. (когда по его желанию обитель стала, резиденцией Никона) и косвенно в 1656 г. Жена стольника Алексея Чаплина — П.С. Чаплина — пристроила к Борисоглебскому собору придел во имя Алексия, человека Божия — святого ее мужа, но она и ее муж смотрели дальше — этим строительством их семья в первую очередь отдавала дань уважения царю Алексею Михайловичу и их (общему с А.И. Чаплиным) святому.

Давняя история этого монастыря, участие в его жизни ярких личностей неизменно привлекали к нему богатых вкладчиков и влиятельных покровителей, что обеспечивало его благополучие. В монастыре велись значительные ремонтные и благоустроительные работы, были возведены (1689 г.) каменные стены и башни. С 1777 г. при монастыре действовало духовное училище. На рубеже XIX—XX вв. в монастыре провели большие ремонтные и реставрационные работы.

Борисоглебский монастырь сохранял стабильную и безупречную репутацию, поддерживал и хранил православные традиции, обеспечивал ведение летописей. До конца XIX в. в монастыре вели рукописную летопись.

После осенних событий 1917 г. монастырская братия объединилась в артель, но она долго не работала. В первой половине 1920-х гг. обитель еще существовала, но это был уже женский монастырь, а не мужской, как прежде.

В 1926 г. Борисоглебский монастырь закрыли и разместили на его территории Музей Дмитровского края. Его сотрудники во главе с директором К.А. Соловьевым были грамотными и патриотично настроенными людьми; они делали все от них зависящее для сохранения комплекса монастыря как памятника истории, культуры, архитектуры. Судьба большинства музейных работников оказалась трагичной; они были репрессированы и почти все погибли.

С 1932 г. в зданиях закрытого монастыря разместилось Управление канала Москва — Волга и Дмитлага (Канал до 1947 г. назывался Москва — Волга, а затем — Канал им. Москвы). Дмитлаг был одним из подразделений (управлений) ГУЛАГа — Государственного управления лагерей.

Здесь, в Дмитровском районе, располагался именно специализированный лагерь заключенных, которые в основном и работали на строительстве этого канала наряду с вольнонаемными людьми и военнослужащими. Этот лагерь и назывался Дмитлаг; его управляющее структурное подразделение находилось в монастыре. Большинство работавших на строительстве канала умерли от истощения, нечеловеческих условий труда, неимоверного объема работ или были расстреляны. Здесь работали порядка 200 тыс. репрессированных. В память о них на трассе канала установлен поминальный крест.

В период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. в монастырском комплексе размещалась воинская часть. В послевоенный период в монастырских зданиях располагались воинские части, склады, различные организации – в основном конторы городских учреждений; часть построек были отданы под жилье рядовых горожан.

В 1993 году Борисоглебский монастырь возродился как религиозный центр. Теперь он имеет и свое подворье – Преображенский храм в Балашихинском районе Московской области в с.Саввино.

В монастыре сохранились ценные архитектурные памятники.

Собор во имя святых благоверных князей – страстотерпцев Бориса и Глеба (Борисоглебский собор) (1537 г., придел 1656 г.) – это кирпичный, четырехстолпный, одноглавый, крестово-купольный храм.

Его неоднократно достраивали и перестраивали.

Этот каменный на белокаменном повале собор является ярким образцом московской архитектурной школы начала XVI века. Настенная живопись в храме была выполнена в 1824 г., затем ее обновляли в 1887 и 1901 г., но позже забелили.

Комплекс Святых ворот с надвратным Никольским храмом (XVII – XIX вв.) – это двухэтажное кирпичное здание, первоначально совмещавшее функции трапезной церкви с композицией надвратного сооружения. Нижний ярус с однопролетными воротами (1672 г.), чуланами и пекарней (1685 – 1687 гг.) вначале завершался небольшой бесстолпной одноглавой Никольской церковью.

В результате перестроек (1852,1887 гг.) комплекс Святых ворот несколько изменил свой первоначальный облик. Но сохранился надвратный Никольский храм с трапезной (1685—1687 гг.), с приделом в честь феодоровской иконы Божией Матери (1834 г.); он входит в комплекс ворот и других сооружений монастырской стены.

Сохранились Братские кельи (кирпичные, двухэтажные, последняя треть XVII в.). Настоятельский корпус (кирпичный двухэтажный, первая половина XIX в.), здание Духовного правления (смежная со зданием келий постройка), двухэтажный краснокирпичный корпус, (построен в 1902 г. по проекту арх. П.А. Ушакова на средства Е.С. Ляминой), монастырская кирпичная ограда (высота около четырех метров, толщина 0,9 м и четырьмя круглыми башнями по углам, 1685—1689 гг. (неоднократно ремонтировалась), кельи и службы (XVIII— XIX вв.) и некоторые другие постройки.

Сретенская Церковь.

 Сретенская церковь построена из кирпича в 1814 г. на средства И. Большакова тоже посвящена подвигу наших предков в  Отечественной войне 1812 года В 1883 г. по проекту С. К. Родионова вместо прежней сооружена массивная колокольня. Памятник представляет консервативное направление в архитектуре XIX в.

Двусветный четверик бесстолпного храма увенчан миниатюрным пятиглавием с центральным световым барабаном, опирающимся на сомкнутый свод. Интерьеры отличаются простотой форм. Внутренняя отделка,

Деревянная церковь Сретения Господня на посаде, «что на реке Березовец», известна с XVII века. Позже из-за ветхости она была разобрана.

Ныне существующий каменный храм Сретения Господня построен в 1814 году на средства Дмитровского купца Ивана Большакова и купца Петра Коровьева. Под его фундаментов «ввиду мягкости грунта» находятся дубовые плоты. Храм увенчан миниатюрным пятиглавием с центральным световым барабаном. Интерьеры отличаются простотой форм, особенно трапезная. На окнах кованные крестчатые решетки.

Храм строился в годы Отечественной войны 1812 года и посвящен победе над Наполеоном. Одним из подарков Сретенскому храму была риза, расшитая золотыми колосьями, датируемая 1812 годом.

Колокольня церкви была окончательно перестроена в 1883 году тщанием прихожан и жертвователей по проекту Сергея Филипповича Федотова. Старая колокольня 1814 года постройки «в связи со слабостью грунта и непрочностью основания получила большое отклонение, угрожала падением», поэтому после осмотра

Наша малая родина. Святыни Дмитровской земли

губернским архитектором в 1879 году была признана аварийной и разобрана.

Церковь трехпрестольная. Главный престол храма посвященвеликому двунадесятому празднику Сретения Господня. Второй придел храма посвящен Рождеству Иоанна Предтечи. Третий предел храма ранее был посвящен Казанской Божией матери, но, когда храм был возвращен церкви, настоятель отец Борис получил разрешение митрополита устроить придел во имя Владимирской Божией Матери, дабы не уменьшить значимость храма Казанской Божией Матери в Подлипичье.

В советское время храм использовался под склад, поэтому внутренняя отделка, настенная живопись, иконостас, утварь утрачены. В церкви сохранились несколько старых икон.

В 1992 году храм был передан Русской Православной Церкви.

Адрес: 141800, Московская обл., г. Дмитров, ул. Профессиональная, д. 65.

Вывод: мы считаем, что наша  малая родина обладает уникальными памятниками архитектуры и богатейшей историей. И краеведческую эстафету передаём другим своим одноклассникам. Следующий классный час посвятим Казанской церкви, Введенской и  церкви в Заречье.

Красавин Виктор , дмитровский поэт, написал стихотворение«Летописное», в котором рассказывает об истории создания нашего любимого города:

А вал и вправду золотой
От одуванчиков весёлых,
И слышатся в тиши глаголы
На горке, солнцем залитой:
«В тот год родися Юрью сын
Димитрий…Бебо князь в полюдье…»
И мне представилось: к полудню
Прозрачней стала неба синь,
И, золоченый сняв шелом,
Князь улыбнулся:
«Сынку, чадо,
Тебе, княгинюшка-отрада,
За эту радость бьём челом»…

XXI век – это расцвет литературных объединений «Дмитровские зори» (созданном в XX столетии), «Студии «Автор»». Это наши земляки и соотечественники, наша современность, которая достойна своих предков, ибо сумела не пренебречь памятью далеких столетий, сумела воплотить ее в поэтическом слове для потомков. А значит, так никогда и не прервется «времен связующая нить», ибо в этом сплетении – суть человеческой жизни:

Но есть на свете малый городок.
Конечно, он скромнее, тише, проще.
Он дал приют манящей белой роще.
Да, есть на свете малый городок.
Его чело — в сиянье куполов,
Он земляного вала грудь подъемлет,
Там вечность нестареющая дремлет.
Его чело — в сиянье куполов…
Есть у него свой нрав, свой стиль, свой лик,
Он сед и молод, да, он невелик,
Но связан он со мною и с тобой
Своей неповторимою судьбой.

Юрий Чернов

 Просмотр презентации «Наш край».

 Подведение итогов.

- Что нового узнали о  нашей малой родине, о её святынях?

- Что больше всего запомнилось?

 Литература:

  1. Лекции Т.Д.Шолоховой.
  2. Интернет- ресурсы.

 

Запись была размещена в Понедельник, 28 Январь 2013 в 12:50 пп в рубрике Храмы. Вы можете подписаться на тему через RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий, или трэкбэк со своего сайта.

1 комментарий

  1. Andrea V. Holloway написал:

    Вышгородские святыни были не единственным центром литургического церковно­го почитания святых страстотерпцев Бориса и Глеба, распространенного по всей Русской земле. Прежде всего, существовали храмы и монастыри в конкретных местностях, связанных с мученическим подвигом святых и их чудесной помощью людям: храм Бориса и Глеба на Дорогожиче, на пути в Вышгород, где святой Борис, по преданию, испустил дух; Борисоглебский монастырь на Тме, близ Торжка (основан в 1030 году), где хранилась глава святого Георгия Угрина. Борисоглебские храмы были воздвигнуты на Альте — в память победы Ярослава Мудрого над Святополком окаянным 24 июля 1019 года, и на Гзени, в Новгороде — на месте победы над волхвом Глеба Святославича.

    ... Май 4th, 2013

Оставить комментарий