Судьба языка – судьба народа
Работу выполнил ученик 10 «А» класса
МОУ «Гимназии «Дмитров» г. Дмитрова
Косолапов Юрий Игоревич
Руководитель: Хмелевская Светлана Анатольевна
Оглавление
2.1 Глобальная проблема русского языка. 3
2.1.1 Снижение популярности русского языка в мире. 3
2.1.2 Снижение популярности русского языка среди российской молодёжи и школьников 4
2.2.1 «Засилие» иностранных слов. 5
2.3 Создание Молодёжного объединения «Защитим русский язык». 9
2.3.1 Программа молодёжного объединения «Защитим русский язык». 9
2.3.2 Региональное развитие Молодежного объединения. 11
2.3.3 Борьба с неграмотностью.. 11
2.3.4 Борьба с нецензурной лексикой. 13
2.3.5 Борьба с заимствованными словами. 13
2.3.6 Непопулярность изучения русского языка. 16
2.3.7 Проект новой олимпиады по русскому языку. 16
2.3.8 Проект Всероссийского дебат-турнира школ. 19
3.2 Список использованной литературы.. 21
В 2006 году ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий сказал: «Через четверть века русский язык потеряет статус мирового, так как число его носителей сократится примерно вдвое и на нем будет разговаривать столько же людей, сколько и в начале ХХ века. Уже через 10 лет русский язык обгонят французский, хинди, арабский, а еще через 15 лет – португальский».
Обращаясь сегодня к статистическим данным, мы видим, вторая половина прогноза Садовничего сбылась полностью. Грозит ли русскому языку потеря мирового статуса? Как защитить «великий и могучий»? Что может сделать каждый из нас? Такими вопросами задавались мы в начале масштабного исследования положения русского языка в современном мире.
О проведенной работе, уникальном опыте, полученном участниками проекта, ужасающих тенденциях, проблемах и методах борьбы с ними – в нашем исследовании.
Русский язык сегодня находится в по-настоящему бедственном положении. Проблема языка остро стоит не только в мировом масштабе, пугает положение русского языка в России, где все меньше учащихся увлекается историей языка, происхождением слов, все меньше детей читают русскую классическую литературу.
Проблема русского языка относится к таким проблемам, которые можно решить только совместными усилиями, только объединением! Мы уверены, что мы можем повлиять на решение проблемы русского языка и попробовать найти решение, способствующее укреплению позиций русского языка в России и зарубежом.
Проанализировать, с какими проблемами сталкивается русский язык сегодня, найти решения этих проблем и реализовать их на практике.
- Проанализировать причины снижения популярности изучения русского языка в России и зарубежом.
- Провести ряд социальных опросов среди разных возрастных групп об их отношении к проблемам русского языка.
- Создать Молодёжное объединение «Защитим русский язык», деятельность которого была бы направлена на практическое решение проблем русского языка.
- Создать новые методики популяризации русского языка.
- Основная часть
2.1 Глобальная проблема русского языка
2.1.1 Снижение популярности русского языка в мире
Русский язык вошел в число мировых языков в 20 веке. В начале XX века русским языком владели примерно 150 миллионов человек — в основном подданные Российской империи. На протяжении последующих 90 лет число знающих русский язык увеличилось примерно до 350 миллионов человек, причем 286 миллионов из них проживали в СССР, где русский был государственным языком и для большей части её жителей являлся родным языком, а ещё свыше 70 миллионов человек (преимущественно в союзных республиках СССР, восточноевропейских, балканских странах и ряде азиатских стран) также в той или иной мере знали русский язык.
К 2005 году число владеющих в различной степени русским языком сократилось до 278 миллионов человек, в том числе в самой Российской Федерации — до 140 миллионов человек. По оценкам 2006 г., русский язык является родным для 130 миллионов граждан Российской Федерации, для 26,4 миллионов жителей республик СНГ и Балтии и для почти 7,4 миллионов жителей стран дальнего зарубежья (прежде всего Германии и других стран Европы, США и Израиля), то есть в общей сложности для 163,8 миллионов человек. Ещё свыше 114 миллионов человек владеют русским как вторым языком (преимущественно в странах СНГ и Балтии) или знают его как иностранный (в странах дальнего зарубежья)
По демографическим прогнозам ООН (средний вариант), уже в 2025 году население нашей страны составит 129 миллионов человек (в том числе русских по национальности останется не более 100 млн. чел.), а к 2050 году число жителей России сократится до 110 миллионов человек, из которых русских по национальности будет 83 миллиона человек. По бо- лее пессимистичному, но также вероятному демографическому варианту, численность российского населения к 2050 году сократится до 92 милли- онов человек, из них русских по национальности останется примерно 68 миллионов человек.
«В настоящее время сужение русского языкового пространства, на наш взгляд, представляет собой проблему политическую. Разрушение СССР нанесло серьёзный удар по позициям русского языка, число его носителей за последние 20 лет сократилось, как ослабло и влияние Российской Федерации на мировой арене. И только возвращение целокупного авторитета России в мировой политике будет способствовать пробуждению интереса к изучению русского языка и русской культуры. Сегодня, вероятно, усиленно изучают русский язык лишь в Китае, там проводятся тоже дни русского языка; немало студентов китайцев приезжают на обучение и стажировки в Московский университет и другие вузы нашей страны. В 2006 г. весьма успешно прошла Неделя русского языка в Италии при активном участии преподавателей Московского и Петербургского университетов. Все это хорошо, но хотелось бы, чтоб такие праздники проводились в первую очередь в братских славянских странах. Отрадно, что буквально на днях власти Сербии заявили о готовности расширять изучение русского языка. Русско-сербские связи теряются в глубине веков. Академическое изучение русского языка в этой стране началось ровно 135 лет назад (1878), когда профессор П. А. Кулаковский (100-летие кончины которого приходится как раз на 2013 г.) занял кафедру русского языка и словесности в Белградской Великой школе. Но и тогда вмешалась политика: Берлинский конгресс нанёс сильный удар по русскому влиянию в Сербии и отразился на преподавании славистики. В настоящее время, похоже, оживляются торгово-экономические и культурные связи Российской Федерации и Сербии. Наши страны готовят довольно много совместных образовательных и культурных проектов. К. И. Косачев, руководитель Россотрудничества в эти дни находился с визитом в Белграде. Он сообщил, что правительство Сербии готово способствовать распространению русского языка в стране и открывать для этого специализированные школы. Хотелось бы, чтоб к подобным инициативам присоединились власти Польши и Чехии..» (Наталья Масленникова, материалы круглого стола в ГосДуме 29.06.13).
2.1.2 Снижение популярности русского языка среди российской молодёжи и школьников
Несмотря на широкое празднование в последние 20-летие Дня славянской письменности и культуры, наблюдается падение интереса к изучению славянских языков, славистика как будто «вышла из моды». И вот тут-то мы уже должны проявить встречное движение — активизировать изучение славянских языков и культур в нашей средней и высшей школе. Сегодня в Московском университете, пожалуй, лишь филологический и исторический факультеты сохраняют славистические кафедры, на других факультетах МГУ изучение славянских языков идет со скрипом, даже если и студенты выказывают желание познать таковые: к примеру, сейчас на факультете мировой политики есть небольшая группа сербского языка, образовавшаяся исключительно по инициативе студентов, однако ее дальнейшая судьба пока туманна — руководство факультета не обнаруживает энтузиазма в вопросе изучения славянских языков. И вот тут как раз возникает противоречие: с одной стороны, власти РФ налаживают отношения со славянскими странами, с другой, — мы оказываемся неспособными обеспечить это сотрудничество соответствующими специалистами. А ведь еще в XIX в. выдающийся русский учёный академик В. И. Ламанский, в частности, писал: «Вообще, изучение славянского мира и пробуждение в русском обществе славянского самосознания укрепит и соберёт разметавшуюся русскую мысль и дряблую волю, сосредоточит наше рассеянное общественное сознание, приучит нас для излечения наших язв и недостатков обращаться не за море, ожидать спасения не изчужа, искать и находить его не вне нас, а в себе самих, в своём собственном усовершенствовании, во всестороннем развитии наших внутренних сил, в подъёме народного духа, в свободе и оживлении народного труда».
Лучше всего на тему снижения популярности русского языка среди школьников и молодежи высказался редактор педагогического журнала «Народное образование» Алексей Кушнир в своей статье «Любовь как оборона»: «Дают ли нам титанические усилия школы на филологической ниве патриота русской речи? Многие ли школьники считают зазорным использовать ненормативную лексику, совершать ошибки на письме? Кто сознательно стремится к грамотности из чувства собственного достоинства? А сколько тех, кто ведёт переписку в соцсетях и по телефону без ошибок и соблюдая нормы пунктуации? А урок русского многие любят? А любят ли читать, и как они читают, и что читают? Понимает ли каждый наш шестиклассник текстовую задачу с первого прочтения? И много ли у нас выпускников, кто любит родную литературу, зачитывается Буниным и Достоевским?»
Ответы на поставленные Кушниром вопросы, безусловно, не в пользу школы. Мы провели исследование среди учащихся 5-11 классов школ Дмитровского района Московской области. Всего в опросе приняли участие 815 учащихся.
Результаты исследования (Приложение 1) демонстрируют, что абсолютное большинство опрошенных не проявляют интереса к изучению языка. Практически треть опрошенных читают произведения школьной программы в «кратком содержании» непосредственно перед уроком. Понятно, что эффективность от такого прочтения классики оставляет желать лучшего…
2.2.1 «Засилие» иностранных слов
Интенсивный рост заимствований в последние десятилетия в значительной степени определяет речевой портрет молодого россиянина конца XX начала XXI веков. С одной стороны, это проявляется в закономерной интернационализации осваиваемого терминологического аппарата современной науки, в приобщении к современным технологиям (особенно показательно бурное обогащение той части лексики, которая связана с компьютерной техникой), с другой – ни в чём не оправданной американизацией обыденной речи.
Внедрение иноязычных слов идёт от лености ума, консерватизма мышления говорящего и пишущего, от нежелания « растормошить» ресурсы родного языка и заглянуть в его запасники, а иногда, правда, от стремления к элитарности в тексте, от гордыни знающего иностранный язык перед незнающим его. Всё это мелкие человеческие слабости, которые поддаются воспитательному и разъяснительному воздействию.
К социально – психологическим факторам, объясняющим широкое распространение заимствований, можно отнести восприятие иноязычного слова как более престижного, связь его с элитарной культурой. Непонятность иноязычного слова, непрозрачность его внутренней формы нередко ослабляют механизмы речевого контроля и ведут к коммуникативным сбоям.
Использование иноязычной лексики. Хорошо это или плохо? Одним словом ответить нельзя.
Во-первых, разные заимствования существенно отличаются друг от друга: одни из них могут быть необходимыми носителями языка, а другие – нет.
Во-вторых, многое зависит от сферы (т. е. стиля речи) и цели их употребления. В конечном счёте, отношение к заимствованиям должно быть подсказано «истинным вкусом», который, говоря словами Пушкина, «состоит не в безотчётном отвержении такого – то слова, такого – то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности.».
Заимствования в языке использовались всегда, но интенсивность их проникновения и распространения была разной в разное время.
В 20- е годы прошлого столетия заимствование иноязычной лексики происходило весьма ограничено и часто носило случайный характер. В это время в русском языке появились такие слова, как концерн, оккупант, такси, конферансье. Немало иноязычных слов вошло в русский язык в последнее десятилетие. Как известно, в языке закрепляются прежде всего те слова, которые называют какие-либо новые, достаточно распространённые явления.
Так, в нашем языке закрепились многие слова, обозначающие новые экономические, политические явления.
В настоящее время важно учить детей русскому языку как родному, а не как иностранному. А для этого есть такие образцы русской речи, как фольклор и демократическая словесность древней Руси. В этих произведениях не было иностранных слов. В них включали образцы народной мудрости, учили размышлять и воспитывали: « Лучше на своей земле костью лечь, нежели на чужбине славну бытии»; « Велику власть принимающему подобает велик ум имети». Многие ли раньше слышали эти изречения? Наши дети учат имена греческих богов, но не знают имён первых русских писателей и речи своих предков.
Важно показать изначальную неисчерпаемость и красоту русского слова.
Борьба за очищение книг от «чужих фраз» так же необходима, как борьба против речевой бессмыслицы.
Заметим, что культура речи, как и любая культура, предполагает её постоянное освоение и «возделывание», обработку и охрану. И тут, очевидно, уместно сказать, что целью лингвистической экологии и сам литературный язык, и человек, пользующийся им. Цель эта состоит в заботе о воспитании мыслящего и действующего человека – творца, для которого традиционные литературные нормы – одновременно и нравственные требования, и основа для творческого выражения нового содержания, новых мыслей и идей, выдвигаемых потребностями духовной жизни общества.
Но разве не заслуживает уважения память поколений, запечатленная в русском слове? Разве не важно его изучение и познание, знание, ставшее частью души миллионов людей, говорящих на русском языке? Необходимо сохранение родной русской речи, защита и действенная забота о родном слове, забота о высоком уровне национальной речевой культуры. Это задача каждого носителя русского языка — каждого из нас. Интерес к родному языку, стремление освоить его систему и совершенствоваться в знаниях и умениях владения родной речью поможет постичь тайны языка, его национальную самобытность, повысит культуру слова, а следовательно, и общую культуру. Бережное отношение к русскому языку позволит сберечь духовную крепость нации, ее историческую память, сохранить русского человека как в нравственном, так и в физическом смыслах.
В русском литературном языке сконцентрирована наша национальная культура. И пока мы хорошо говорим и пишем по-русски, нам не грозит никакая денационализация — при всех экономических и политических переменах или даже катаклизмах.
Духовное возрождение начинается с роста национального самосознания. А основой национального самосознания был и остаётся родной язык, который, по словам Ф. И. Буслаева, «есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человечества»
Лингвоэкологическое «культивирование» родного языка как языка нации помогает духовному возрождению народа. Оно служит базой для укрепления экономической, хозяйственной, политической, государственной и других сторон общественной жизни. Оно ведёт к самоуважению нации, к стабильному и гармоничному общественному развитию, в конечном счёте, к экономическому и культурному процветанию народа и страны.
Не секрет, что в недрах могучего великого русского языка есть совершенно особый пласт речи. Это мат – язык, которого нет, но на котором говорят очень многое люди. Эта лексика называется «непечатной», ее действительно избегают публиковать, но нет, пожалуй, в России человека, кроме младенцев и немых, который хотя бы раз не произнес матерные слова.
Издавна в русском народе матерщину называли сквернословием. В словаре великорусского языка В.И. Даля сказано: «Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».
Именно сквернословие, или нецензурная лексика, является очень серьезной проблемой современного общества. Употребление бранных слов становится частью нашей жизни. Это открыто поощряется. Нецензурные слова несутся с экрана телевизора, со страниц современных книг и журналов, с театральных подмостков. Сквернословие охватило все социальные слои общества.
К большому сожалению, грубость и матерщина стали у нас почти обыденностью. Мы воспринимает брань как неизбежные и неискоренимое зло.
Как же выйти из этого порочного круга? Просто не надо терпеть, не надо молчать. Нужно уметь защищать себя от скверных слов, т.к они аморальны, антиобщественны, они уничтожают великую русскую речь.
Почему же так широко распространена ненормативная лексика? Ведь с давних пор правила приличия не допускали использования таких слов в публичных местах, при детях, женщинах или в малознакомой обстановке. Считалось, что вседозволенность и отсутствие морали не способствуют сохранению нации, ставят под угрозу сам факт ее существования. Мы считаем, что эти правила приличия никто не отменял.
Давайте рассмотрим причины, почему человек начинает употреблять нецензурную лексику в своей речи.
Главной причиной того, что человек начинает употреблять нецензурную лексику в своей жизни, является его душевное состояние. Если человек не может найти подход к другому человеку нравственными методами, он начинает избирать путь силы и превосходства. В таком случае применяется использование матерных слов.
Использование нецензурной лексики не является показателем силы и превосходства человека, а наоборот показывает его уровень нравственного разложения и болезни души. Некоторые люди так привыкают к нецензурной лексике, что просто не могут без нее выражать свои мысли. Такая речь становится для них подобием наркотиков, которые затягивают человека, воздействуя на его психику.
К сожалению, в наши дни мат пышно расцветает в молодежной среде. В одном среднем учебном заведении провели анкетирование по данной проблеме. Результаты были шокирующие: из 130 опрошенных лишь 18 человек (14 %) не употребляют в своей речи нецензурные слова совсем, такое же количество респондентов (13 %) признались, что прибегают к нецензурной лексике довольно часто, остальные участники опроса употребляют маты в умеренной степени, выбрав вариант ответа, подразумевающий редкое использование ненормативной лексики. У юношей уровень загрязнения речи выше, чем у девушек – среди девушек 17 % прибегают к матам вообще, среди юношей лишь 9 %.
Определяя место нецензурных выражений в процессе коммуникации, респонденты указали множество ситуаций вынуждающих их материться. 70 % молодежи к подобной лексике прибегает в приступе гнева. Около 25 % юношей и девушек прибегают к матам просто так, возможно, по привычке или для того, чтобы самоутвердиться в молодежной среде, чтобы почувствовать себя раскрепощенными. По словам молодых людей, их свободу ограничивают родители, учителя. Единственная, что остается – это «свобода слова». Таким образом, социально-культурные функции, которые выполняет мат в процессе коммуникации тинейджеров, очень многогранны. Либо это просто придание речи экспрессивности, либо же самооборона от нападков внешнего мира, как в процессе трудовой жизни, так и в межличностных конфликтах. Некоторые молодые люди используют нецензурную лексику, так как она, как им кажется, помогает им в общении, понятна и применима в любых ситуациях.
До революции проблема грамотности, да и в целом уровня образования населения была в России очень острой: на 1897 год, по данным переписи, в стране насчитывалось всего около 21,1 процента грамотных людей. При этом на государственном уровне проблема не считалась первоочередной и была отдана на откуп общественности (тот же Лев Толстой не только написал знаменитую «Азбуку», но и открыл у себя в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам и преподавал). Ученые до сих пор спорят и о критериях грамотности, существовавших в те времена: так, если в Европе грамотным считался человек, умеющий читать и писать, то в Российской империи, по некоторым данным, нужно было просто читать по складам, а для новобранцев — уметь написать свою фамилию.
Для советской власти ликвидация неграмотности стала делом принципа, и уже к 1960-м неграмотных в России осталось всего несколько процентов (в память об этом действительно выдающемся достижении была даже учреждена международная премия имени Крупской). Что изменилось с тех пор? На днях ЮНЕСКО представило доклад, анализирующий ситуацию с грамотностью на планете. Хорошая новость: Россия пока идет в ногу с остальным миром. Если с 1985 по 1994 год в стране было 2 288 000 неграмотных взрослых старше 15 лет, то к 2010 году их число сократилось до 515 тысяч, а через 3 года, по прогнозам, упадет еще — до 432 тысяч, это менее 1 процента российского населения. Всего же число неграмотных взрослых на планете за последние 20 лет с лишним упало на 12 процентов, с 881 до 775 млн человек.
И все же эта, казалось бы, давно решенная проблема снова может стать для нас актуальной. Экспертов прежде всего беспокоит закрытие сельских школ — без них число неграмотных детей может вырасти (с 2005 по 2010 год в России их насчитывалось около 65 тысяч человек). Но дело не только в школах. Как отмечают специалисты, на язык влияют и миграционные процессы: не случайно в последнее время стали открываться школы для мигрантов, где их как раз учат читать и писать по-русски.
«С учетом мигрантов общий уровень грамотности в стране действительно может быть ниже,— уверен Михаил Рыжаков, директор Института содержания и методов обучения Российской академии образования.— Другой вопрос, что сегодня на эту проблему наконец обратили внимание. К примеру, наш институт недавно получил грант от Министерства образования на программу по изучению русского языка как государственного. Мы как раз и будем анализировать проблему обучения русскому языку мигрантов и членов их семей».
Впрочем, даже те россияне, которые умеют читать и писать, не всегда делают это грамотно. И дело не только в недостатках системы образования, на которые указывают тесты по международному стандарту PISA (Programme for International Student Assessment) — главному индикатору уровня образования в мире (если в 2000 году наша страна была на 27-м месте, то в 2009-м оказалась уже на 41-м). Эксперты опасаются, что на грамотность населения, прежде всего в том, что касается языка, повлияли и новые технологии. К примеру, директор Института лингвистики РГГУ Максим Кронгауз сетует, что благодаря всевозможным компьютерным программам (например, автоматической проверке орфографии и пунктуации) люди расслабились: если раньше автор перепроверял написанное, то сегодня он окончательно доверился машине. В результате те же студенческие дипломы, по словам Кронгауза, написаны гораздо хуже. Забавная деталь — в наших текстах стало больше запятых, так как компьютер иногда ставит их даже там, где не надо. Как на грамотность повлиял интернет — тоже вопрос пока открытый. Лингвисты недоумевают: язык, на котором сейчас общаются во всемирной сети, письменный лишь формально, но на самом деле он… устный. Но есть и оптимисты, которые уверены, что в этой новой реальности мода на грамотность обязательно вернется. По словам руководителя популярного проекта «Тотальный диктант» (добровольная проверка грамотности, проводившаяся во многих городах России уже несколько раз) Ольги Ребковец, он стал так популярен именно потому, что люди сегодня публичны, пишут в интернете, а значит, и все ошибки на виду. Чем не повод поработать над ними?
2.3 Создание Молодёжного объединения «Защитим русский язык»
Проанализировав перечисленные проблемы, стоящие сегодня перед русским языком, мы серьезно задумались над их решением. 25 сентября 2016 года мы организовали круглый стол на тему «Решение проблем русского языка». В результате достаточно интересной дискуссии мы пришли к выводу, что наиболее действенным возможным решением может стать создание объединения молодежи. В качестве аудитории мы выбрали молодежь, потому что проблемы русского языка наиболее ярко проявляются в молодежной среде.
Почему объединение? Во-первых, это большое количество опыта и знаний. Решением проблем русского языка занимались уже многие люди и организации. Наше объединение существует, основываясь на их опыте и ошибках, но при этом предлагает новую концепцию решения проблем, стоящих сегодня перед русским языком. Во-вторых, это позволит объединить большое количество людей, прежде всего, школьников и студентов. Проблема русского языка – всероссийская. Мы не можем искать решение исключительно в региональном масштабе, поэтому перед тем, как написать программу Молодежного объединения, мы проверили ее на возможность реализации по всей стране.
Молодежное объединение «Защитим русский язык» основано 30 сентября 2016 года.
Цели объединения:
- Популяризация изучения русского языка среди молодежи.
- Борьба с неграмотностью, нецензурной лексикой и заимствованными словами.
2.3.1 Программа молодёжного объединения «Защитим русский язык»
(принята 30.09.16)
- Глобальная проблема русского языка.
«Через четверть века русский язык потеряет статус мирового, так как число его носителей сократится примерно вдвое и на нем будет разговаривать столько же людей, сколько и в начале ХХ века. Уже через 10 лет русский язык обгонят французский, хинди, арабский, а еще через 15 лет – португальский».
Такой прогноз сделал ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий в 2006 году. Прошло 10 лет. Русский язык уже обогнали: хинди (в 3 раза), арабский (в 1,5 раза), португальский (в 1,2 раза), французский (на 10 миллионов по общему числу носителей).
Что мы можем сделать:
- Заявить о проблеме на федеральном уровне: на телевидении, радио, в Государственной Думе и Совете Федерации, на региональных площадках. Наши опросы показали, что абсолютное большинство населения России просто не осведомлены о сложившейся ситуации. Судьба языка – судьба народа.
- Провести исследовательскую поездку по странам СНГ с целью изучения, действительно ли количество носителей русского языка в регионе сокращается, выяснить причины этой тенденции. Показать результаты исследования на федеральном уровне.
- Создать ячейки нашего объединения во всех субъектах России, а также в странах СНГ, которые будут заниматься популяризацией изучения русского языка. Нас готовы поддержать миллионы неравнодушных людей по всему миру. Сотрудничество и объединение – лучшее решение проблемы.
- Проблема чистоты языка.
- Засилие иностранных слов, многие из которых вытесняют из употребления русские аналоги. «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (В.Г. Белинский)
Примеры:
Аморальный — безнравственный
Детальный — подробный
Конкуренция — соперничество
Ликвидация — уничтожение
Персональный — личный
- Растущая популярность нецензурной лексики среди молодежи.
- Неграмотность.
Что мы можем сделать:
- Провести разноуровневые (школьного, районного, областного, федерального) мероприятия: фестивали, дискуссии, презентации, открытые уроки, круглые столы, которые бы:
- информировали граждан о проблемах современного русского языка и путях их решения,
- способствовали развитию грамотности и красноречия у граждан,
- способствовали росту заинтересованности в изучении языка у молодого поколения.
- Распространять учебные пособия карманного типа, направленные на повышение уровня грамотности среди граждан России.
- Распространять информационные листовки, призывающие заменять иностранные слова русскими аналогами, содержащие соответствующие примеры и объяснения.
2.3.2 Региональное развитие Молодежного объединения
Одной из своих основных целей Молодежное объединение ставит региональное развитие: открытие ячеек нашего объединения в новых регионах РФ. На сегодняшний день мы имеем 11 отделений в различных субъектах РФ. Открытие еще 5 планируется в 2017 году (см. карту приложение).
Хронология регионального развития Молодёжного объединения «Защитим русский язык»
30.09.16 – открыто отделение в Московской области
30.09.16 – открыто отделение в Москве
30.09.16 – открыто отделение в Санкт-Петербурге
30.09.16 – открыто отделение в Калужской области
02.10.16 – открыто отделение в Волгоградской области
02.10.16 – открыто отделение в Тверской области
12.10.16 – открыто отделение в Челябинской области
15.10.16 – открыто отделение в Читинской области
25.10.16 – открыто отделение в Ивановской области
27.10.16 – открыто отделение в Самарской области
05.11.16 – открыто отделение в Ярославской области
Карта «Региональное развитие Молодежного объединения «Защитим русский язык» находится в приложении 2.
140 лет назад из печати вышла первая «Азбука» Льва Толстого — так классик отечественной литературы хотел помочь в борьбе с неграмотностью в России. Сегодня эта проблема снова становится актуальной
До революции проблема грамотности, да и в целом уровня образования населения была в России очень острой: на 1897 год, по данным переписи, в стране насчитывалось всего около 21,1 процента грамотных людей. При этом на государственном уровне проблема не считалась первоочередной и была отдана на откуп общественности (тот же Лев Толстой не только написал знаменитую «Азбуку», но и открыл у себя в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам и преподавал). Ученые до сих пор спорят и о критериях грамотности, существовавших в те времена: так, если в Европе грамотным считался человек, умеющий читать и писать, то в Российской империи, по некоторым данным, нужно было просто читать по складам, а для новобранцев — уметь написать свою фамилию.
Для советской власти ликвидация неграмотности стала делом принципа, и уже к 1960-м неграмотных в России осталось всего несколько процентов (в память об этом действительно выдающемся достижении была даже учреждена международная премия имени Крупской). Что изменилось с тех пор? На днях ЮНЕСКО представило доклад, анализирующий ситуацию с грамотностью на планете. Хорошая новость: Россия пока идет в ногу с остальным миром. Если с 1985 по 1994 год в стране было 2 288 000 неграмотных взрослых старше 15 лет, то к 2010 году их число сократилось до 515 тысяч, а через 3 года, по прогнозам, упадет еще — до 432 тысяч, это менее 1 процента российского населения. Всего же число неграмотных взрослых на планете за последние 20 лет с лишним упало на 12 процентов, с 881 до 775 млн человек.
И все же эта, казалось бы, давно решенная проблема снова может стать для нас актуальной. Экспертов прежде всего беспокоит закрытие сельских школ — без них число неграмотных детей может вырасти (с 2005 по 2010 год в России их насчитывалось около 65 тысяч человек). Но дело не только в школах. Как отмечают специалисты, на язык влияют и миграционные процессы: не случайно в последнее время стали открываться школы для мигрантов, где их как раз учат читать и писать по-русски.
«С учетом мигрантов общий уровень грамотности в стране действительно может быть ниже,— уверен Михаил Рыжаков, директор Института содержания и методов обучения Российской академии образования.— Другой вопрос, что сегодня на эту проблему наконец обратили внимание. К примеру, наш институт недавно получил грант от Министерства образования на программу по изучению русского языка как государственного. Мы как раз и будем анализировать проблему обучения русскому языку мигрантов и членов их семей».
Впрочем, даже те россияне, которые умеют читать и писать, не всегда делают это грамотно. И дело не только в недостатках системы образования, на которые указывают тесты по международному стандарту PISA (Programme for International Student Assessment) — главному индикатору уровня образования в мире (если в 2000 году наша страна была на 27-м месте, то в 2009-м оказалась уже на 41-м http://wp.me/p1sYNE-225 ). Эксперты опасаются, что на грамотность населения, прежде всего в том, что касается языка, повлияли и новые технологии. К примеру, директор Института лингвистики РГГУ Максим Кронгауз сетует, что благодаря всевозможным компьютерным программам (например, автоматической проверке орфографии и пунктуации) люди расслабились: если раньше автор перепроверял написанное, то сегодня он окончательно доверился машине. В результате те же студенческие дипломы, по словам Кронгауза, написаны гораздо хуже. Забавная деталь — в наших текстах стало больше запятых, так как компьютер иногда ставит их даже там, где не надо. Как на грамотность повлиял интернет — тоже вопрос пока открытый. Лингвисты недоумевают: язык, на котором сейчас общаются во всемирной сети, письменный лишь формально, но на самом деле он… устный. Но есть и оптимисты, которые уверены, что в этой новой реальности мода на грамотность обязательно вернется. По словам руководителя популярного проекта «Тотальный диктант» (добровольная проверка грамотности, проводившаяся во многих городах России уже несколько раз) Ольги Ребковец, он стал так популярен именно потому, что люди сегодня публичны, пишут в интернете, а значит, и все ошибки на виду. Чем не повод поработать над ними?
Пути решения проблемы:
- Популяризация чтения.
- Популяризация изучения грамматики, и что особенно важно: у ребенка должно быть понимание, зачем он учит правила, как это поможет ему в будущей жизни.
- Борьба с неграмотностью в социальных сетях. Введение административной ответственности владельцев крупных медиа-площадок за неграмотные тексты.
2.3.4 Борьба с нецензурной лексикой
Как борется с матом закон
Ст. 130 «Оскорбление» Уголовного кодекса РФ гласит: «1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, – наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев. 2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, – наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года».
«Кодекс РФ об административных правонарушениях»:
«Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность Статья 20.1. Мелкое хулиганство 1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, – влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток. 2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, – влекут наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток».
Пути решения проблемы:
- Дальнейшее ужесточение законов против ненормативной лексики.
- Запрет на использование нецензурной лексики в аудио и видео композициях, расположенных в публичном пространстве.
2.3.5 Борьба с заимствованными словами
Хотелось бы отметить, что имеет смысл борьба с «варваризмами», то есть слов из других языков, нарушающих чистоту родного языка. Мы собрали список из наиболее ярких представителей таких слов.
- Абсолютный — совершенный
- Абстрактный — отвлеченный
- Аграрный — земледельческий
- Адекватный — соответствующий
- Активный — деятельный
- Актуальный — злободневный
- Аморальный — безнравственный
- Анализ — разбор
- Антураж — окружение
- Аргумент — довод
- Бизнес — дело
- Вариант — разновидность
- Габариты — размеры
- Герметичный — непроницаемый
- Гипотетический — предположительный
- Голкипер — вратарь
- Гуманность — человечность
- Дайвер — ныряльщик
- Дайджест — обзор
- Дебаты — прения
- Девальвация — обесценивание
- Демонстрация — показ
- Деструктивный — разрушительный
- Детальный — подробный
- Диалог — беседа
- Директор — управляющий
- Дискомфорт — неудобство
- Дискуссия — обсуждение, спор
- Дифференциация — разделение
- Доминировать — господствовать, преобладать
- Дуэль — поединок
- Игнорировать — пренебрегать
- Идентичный — тождественный
- Имидж — образ
- Импорт — ввоз
- Индивидуальный — единоличный
- Индифферентный — безразличный
- Индустрия — промышленность
- Инертный — равнодушный
- Интервенция — вторжение
- Интернациональный — международный
- Инфицированный — зараженный
- Информация — сведения
- Камуфляж — прикрытие
- Коммерсант — торговец
- Компенсация — возмещение
- Комфорт — удобство
- Комфортабельный — удобный, благоустроенный
- Конкретный — определенный
- Конкурент — соперник
- Конкурс — состязание
- Констатировать — устанавливать
- Конструировать — устраивать, строить
- Конструктивный — созидательный
- Континент — материк
- Контракт — договор
- Конфронтация — противостояние
- Концентрация — сосредоточение
- Коррективы — поправки
- Корреспонденция — переписка; сообщение
- Криминальный — преступный
- Легитимный — законный
- Лепта — вклад
- Ликвидация — уничтожение
- Лингвист — языковед
- Максимальный — наибольший, предельный
- Метод — прием
- Минимальный — наименьший
- Мобильность — подвижность
- Модель — образец
- Модернизация — обновление
- Момент — миг
- Моментальный — мгновенный
- Монолог — речь
- Монумент — памятник
- Монументальный — величественный
- Натуральный — естественный
- Негативный — отрицательный
- Нивелировать — уравнивать
- Объективный — беспристрастный
- Оригинал — подлинник
- Отель — гостиница
- Параметр — величина
- Паркинг — стоянка
- Пассивный — бездеятельный
- Персональный — личный
- Плюрализм — множественность
- Позитивный — положительный
- Полемика — спор
- Потенциальный — возможный
- Превалировать — преобладать
- Претензия — притязание
- Прециозный — точный
- Приватный — частный
- Примитив — посредственность
- Прогноз — предсказание
- Прогресс — продвижение
- Пропаганда — распространение
- Публикация (действие) — обнародование, издание
- Радикальный — коренной
- Реакция — отклик
- Реализовать — претворить в жизнь
- Ревизия — проверка
- Революция — переворот
- Регресс — упадок
- Резолюция — решение
- Резонанс — отзвук
- Результат — следствие, последствие
- Реконструкция — перестройка
- Рельеф — очертание
- Ренессанс — возрождение
- Респектабельный — приличный
- Реставрация — восстановление
- Реформа — преобразование
- Секретный — тайный
- Сервис — обслуживание
- Симпозиум — заседание
- Симптом — признак
- Синтез — сбор, обобщение
- Синхронно — одновременно
- Ситуация — положение, обстановка
- Социальный — общественный
- Социология — обществоведение
- Спонсор — благотворитель (меценат)
- Стабильность — устойчивость
- Стагнация — застой
- Стресс — напряжение, потрясение
- Структура — устройство
- Субъективный — личный, предвзятый
- Сфера — область
- Тема — предмет
- Толерантность — терпимость
- Трансформация — превращение
- Фактический — действительный
- Форум — собрание
- Фундаментальный — основополагающий
- Хобби — увлечение
- Шеф — глава
- Шопинг — покупки
- Шоу — зрелище
- Эксклюзивный — исключительный
- Эксперимент — опыт
- Экспозиция — выкладка
- Экспорт — вывоз
Пути решения проблемы:
- Отказ от употребления заимствованных слов в СМИ.
- Отказ от употребления заимствованных слов в названиях, логотипах, слоганах и т.д.
- «Импортозамещение» в культурной сфере.
2.3.6 Непопулярность изучения русского языка
Причин массовой деградации речи – множество. Но одна из них, тщательно замалчиваемая педагогами, – устойчивая, из поколения в поколение, нелюбовь к языку, искусно вырабатываемая школой. Уже политики, даже предприниматели подымают вопрос о слабой подготовке школьников по предмету «русский язык», а профессионалы обучения продолжают шлифовать свой метод и ищут причины с ними и с методом не связанные, и к любви отношения не имеющие. Теперь, вот, всё можно списать на ЕГЭ… А до ЕГЭ, что, с любовью к предмету всё было благополучно? Достоин ли русский язык такого преподавания, чтобы дети были влюблены и в него, и в предмет, призванный раскрывать его глубины, нюансы, секреты? А русская литература? Достойна ли она таких методических решений, которые воспитывают любовь к ней? «Достойны!» – согласны мы все. В том числе и те из нас, кто немало положил сил на тренировку рефлекса отторжения. Но таких программ, учебников, методик нет! Есть блистательные учителя, своим подвижничеством и увлечённостью зажигающие в детях интерес к себе – и, опосредованно, к предмету! Влюблённость в яркого вдохновенного учителя делает свою работу… А надёжного педагогического решения, технологии, метода, наделяющих всех и каждого интересом и любовью непосредственно к языку, нет. Поэтому так редко выходят из школы ценители родной литературы и носители устойчивого иммунитета к словесной скверне. Может, мы зря уповаем на «решение» и технологию? Разве можно решить вопросы любви технологически? Вот уж где достанется всем прорабам технологизации… Именно в этой точке заканчивается конструктивный разговор о судьбах школьной литературы глухим противостоянием. С одной стороны – «профессиональные интеллигенты» – учителя литературы, занятые строительством души и убеждённые в его, строительства, неформализуемости, а потому отвергающие любые попытки поставить литературу на методический конвейер. С другой – малочисленные и часто – плохо подготовленные, – сторонники технологизации образования. Но все мы – и те, и другие – имеем дело с системной неспособностью школьного курса пробуждать любовь непосредственно к русскому языку и русской литературе.
Мы взяли интервью у учащихся 7-11 классов, чтобы выяснить их отношение к преподаванию русского языка и литературы в школе. Текст интервью приведен в приложении.
Пути решения проблемы:
- Создание новой олимпиады школьников по русскому языку (или изменение существующей Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку), которая включала бы в себя творческий компонент.
- Создание и внедрение новых методик обучения русскому языку и литературе в школе.
2.3.7 Проект новой олимпиады по русскому языку
1 тур (индивидуальный)
1 часть:
- 10 слов с правильным ударением.
- 10 слов с правильным правописанием.
- Расставить знаки препинания в тексте.
2 часть: задания с выбором одного правильного ответа.
3 часть: задания с открытым ответом.
4 часть: творческие задания.
5 часть: аудирование.
Учащемуся предлагается прослушать текст и выполнить следующие задания.
Определить:
А) Тему текста.
Б) Основную мысль.
В) Кратко изложить сюжет.
6 часть: говорение.
Учащемуся предлагается построить связный монолог на предложенную тему. В качестве темы для монолога предлагаются различные проблемы из разных сфер общества.
Пример заданий олимпиады 1 тура
- Расставьте ударения в словах:
КРАСИВЕЕ, ЗАВИДНО, БАЛОВАННЫЙ, МАСТЕРСКИ, ДИОПТРИЯ, ЖДАЛА, КЛАЛА, ЗВОНИТ, ВКЛЮЧИШЬ, ИКОНОПИСЬ
- Вставьте пропущенные буквы:
Г_Л_НТЕРЕЯ, _Б_ЖУР, ДИ_П_ЗОН, БР_В_ДА, Г_СТРОЛИ, Г_Г_ЕНА, ИН_Й, К_Л_МБУР, К_ВЫЧКИ, В_Н_ГРЕТ.
- Расставьте знаки препинания в тексте:
В. Суриков автор известной картины «Переход Суворова через Альпы» рассказывающей о подвиге русских солдат.
…В течение двух лет работает художник и многое уже сделано. Главное обдумано расположение фигур на огромном холсте. Слева Суворов. Он осадил коня прямо на краю пропасти. В центре русские солдаты, стремительной лавиной скатывающиеся вниз с круч. Но страстное желание правды, стремление написать непременно все с натуры привели художника на вершины швейцарских Альп. По узкой тропке пробираются художник и проводник-швейцарец. Вдруг Суриков стремительно скатывается вниз по обледенелой круче. Не пролетев и десяти метров подняв тучу снежной пыли он исчезает в сугробе. Это спасает его потому что впереди торчат из снега острые зубья скал. Проводник мечется над обрывом что-то крича но Суриков уже приподнимается и хватаясь за камни добирается до площадки. Невольно художнику приходит мысль что так же спускались с гор чудо-богатыри Суворова.
- Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е.
Немудрено вообще забыть, где пишется Ё, где Е.
Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е:
Опека, афера, челн, новорожденный. - Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?
- В нашем языке много «парных слов»: сторож-страж, Млечный — молоко, дерево — древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке.
Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте - В современном русском языке известно слово «витать», то есть «двигаться, носиться в вышине».
Витать в облаках (также перен.: предаваться бесплодным мечтам, забывать о действительности).
Витать в мире мечтаний (перен.).
Но, как вы видите, все значения данного слова – переносные. Каково прямое значение слова «витать». - Прослушайте текст и выполните задания:
В качестве текста предлагается рассказ В.В. Набокова «Письмо в Россию»
- Определите:
Тему текста,
Основную мысль текста,
Изложите краткое содержание текста.
- Составьте краткий (2-3 минуты) связный рассказ по одной из следующих тем:
1) Чем дальше движется прогресс, тем больше появляется экологических проблем, и создаются сложности с охраной окружающей среды.
2) Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово,
— значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.
3) по-настоящему богатым и полным внутренний мир делают нравственные качества человека.
4) для чиновников, которые думают только о собственной выгоде, люди с их проблемами, горем не существуют. В современной России с этим злом нужно бороться на государственном уровне.
5) сегодня люди не могут представить свою жизнь без технических достижений, однако это не всегда является благом для человека.
2 тур (командный)
Защита исследовательского проекта по русскому языку.
Проекты направлены на популяризацию русского языка в школах.
Проект реализуется в команде. Команда составляется из учеников одной школы.
Примеры тем для исследовательских проектов:
- «Что читают ученики моей школы» (задача: провести исследование: что читают ученики школы, сколько времени уделяют чтению, любят ли читать).
- «СКАЖЕМ «НЕТ» МАТУ» (задача: искоренить употребление нецензурной лексики в школе).
- «Самые грамотные в районе» (задача: сделать учеников своей школы самыми грамотными в районе).
- «Любим родной язык» (задача: заинтересовать учеников своей школы в изучении русского, причем не поверхностного, а глубокого, с изучением происхождения слов, фразеологизмов, старославянского языка).
- «Самые читающие в районе» (задача: побудить учеников к чтению русской классической литературы, к ее глубокому анализу и размышлению над ней).
2.3.8 Проект Всероссийского дебат-турнира школ
Формат дебатов Карла Поппера, или Дебаты программы Карла Поппера — формат образовательных дебатов, считающийся простейшим и оптимальным для начинающих дебатёров. Создан Институтом «Открытое общество» как самый мягкий командный дебатёрский формат.
Формат назван в честь сэра Карла Раймунда Поппера.
В каждом раунде дебатов команды — Утверждение и Отрицание, одна из которых поддерживает заявленную тему, а другая, соответственно, её отрицает. После каждой речи, кроме двух последних (аналитических), спикерам задаются вопросы от противоположной команды (раунд перекрёстных вопросов, или раунд перекрёстного допроса).
Регламент
- У1 — 6 минут — представление команды, актуальность темы, определение основных понятий, выдвижение критерия (игра, однако, может вестись и по аспектам) — основной ценности команды, — и краткое заявление с минимумом поддержек всех аргументов команды.
О3 — 3 минуты — перекрёстный допрос У1.
- О1 — 6 минут — представление команды, выражение позиции команды по заявленным определениям (согласие), принятие/отклонение критерия или аспектов, атака на аргументы Утверждения, подведение итога раунда перекрёстных вопросов, а также краткое раскрытие всех аргументов Отрицания.
У3 — 3 минуты — перекрёстный допрос О1.
- У2 — 5 минут — восстановление линии Утверждения, подведение итога раунда перекрёстных вопросов, атака аргументов Отрицания и полное раскрытие своего кейса.
О1 — 3 минуты — перекрёстный допрос У2.
- О2 — 5 минут — подведение итога раунда перекрёстных вопросов, восстановление линии Отрицания, атака кейса Утверждения и полное раскрытие своего кейса.
У1 — 3 минуты — перекрёстный допрос О2.
- У3 — 5 минут — анализ игры: выявление точек столкновения и соприкосновения мнений, акцентирование узловых моментов дебатов, объяснение, почему аргументы Утверждения убедительнее. После речи к спикеру не задаются вопросы.
- О3 — 5 минут — последнее слово Отрицания, аналогично: анализ игры.
У каждой команды есть время на подготовку (тайм-аут) общей суммой 8 минут, но существует правило, по которому нельзя брать больше 2 минут за раунд.
Минимально обычно можно взять 15-30 секунд и продлевать, чтобы не осталось лишнего, не истраченного времени.
Роль дебатов в развитии личности
Человек может сотрудничать с другими людьми, достичь жизненного успеха, быть счастливым только тогда, когда он обладает развитой коммуникативной культурой или системой знаний, норм и образцов поведения, принятых в обществе, в котором живет и реализует их в деловом общении. Активная подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ ограничивает нас во времени, отводимом на устные ответы, ребята теряют навыки аргументированных устных ответов, не могут реализовать свои знания в деловом и эмоциональном общении. Социологи и психологи отмечают, что сегодня существенно обострились проблемы эмоционального общения людей. Развитие коммуникативной культуры личности в детстве, отрочестве и юности предполагает разработку системы средств, направленных на развитие мышления, речи, социальных установок и коммуникативных умений.
- В ходе исследования создано Молодёжное объединение «Защитим русский язык», членами которого на сегодняшний день являются более 2500 человек в 11 субъектах РФ.
- Основными проблемами, стоящими сегодня перед русским языком, сегодня являются нецензурная лексика, неграмотность, засилие иностранных слов, непопулярность изучения языка.
- Мы разработали два проекта, направленных на популяризацию русского языка среди молодёжи, и успешно реализовали их.
3.2 Список использованной литературы
- «Словарь языка интернета. Ru» М.А. Кронгауз, Аст-пресс книга, 2016
- ««Русский мир» надо спасать», М. Соколова, 2017
- «Русская гуманитарная миссия – это образование на русском», С. Сметанина, 2017.
- Материалы круглого стола в Государственной Думе 29.06.13
- Брагина Алла Алексеевна. Русское слово в языках мира. М., 1978.
- Ильинская Ирина Сергеевна. О богатстве русского языка. М., 1963.
- Крысин Леонид Петрович. Язык в современном обществе. М., 2008.
Приложение 1
- Как вы считаете, насколько остро в современном обществе стоят проблемы, связанные с русским языком: непопулярность изучения языка, неграмотность, нецензурная лексика?
- Интересен ли Вам урок русского языка?
- Как вы обычно прочитываете произведения?
- Если бы Вам предложили совершенно новую методику обучения русскому языку и литературе, Вы бы согласились протестировать ее, при условии, что она была бы эффективнее старой методики, по которой Вас обучали?
- Как вы относитесь к идее создания новой олимпиады по русскому языку. Приняли бы в ней участие?
- Как вы относитесь к идее организации всероссийского дебат-турнира? Приняли бы вы в нем участие?
- Как вы считаете, насколько важны для человека следующие навыки: красноречие, убедительность, ораторские способности?
8.Есть ли у вас опыт участия в дебатах?
Приложение 2
Звёздочкой обозначены субъекты РФ, где уже есть ячейки Молодёжного объединения.
Овалом обозначены субъекты РФ, где в ближайшее время планируется открытие новых ячеек Молодёжного объединения, и уже ведутся переговоры с заинтересованными людьми.