«Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках»

Межрегиональная конференция школьников «Православие – основа нравственного и культурного возрождения народа» 18 марта 2016 года 

Секция: Художественная проза (сочинение)

Тема «Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках»

s4

Образ Матери в искусстве

Выполнила ученица 9А класса

Коршунова Мария Сергеевна

Научный руководитель

учитель русского языка и литературы

Хмелевская Светлана Анатольевна

Г.Дмитров 2016

«Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках»

Образ Матери в искусстве

Встаньте все и выслушайте стоя

Сохраненное во всей красе

Слово это древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!

Слово это – зов и заклинанье,

В этом слове – сущего душа.

Эта искра первая сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо,

В нем исток всего. Ему конца нет.

Встаньте, я произношу его: мама!

Р. Гамзатов

Мама – это первый человек, которого встречает ребёнок на своём жизненном пути. Ее лицо он начинает узнавать прежде всех остальных лиц, а прикосновение рук отличает даже во сне. Еще не умея говорить и тем более связно выражать мысли, малыш знает о маме поразительно много: ее характер, нравы, вкусы, привычки. Также и мама знает своего ребёнка ещё задолго до рождения. Ещё только вынашивая своё дитя в чреве, мать уже любит его, заботится и оберегает. Мама и её ребёнок это два самых близких человека на земле. Нет никого ближе, дороже, роднее мамы.

Икона Казанской божьей матери

Икона Казанской божьей матери

Слово «мама» одно из самых древних на земле. Это – особенное слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в зрелые годы, с ним мы уходим из жизни… Мы взрослеем, мужаем, но место матери в нашей жизни остается совершенно особым, исключительным. Если мы несем ей свою боль и радость, то всегда находим понимание. Мама примет и будет любить своего ребёнка при любых обстоятельствах. Она единственный человек, который всегда рядом с нами, в нашем сердце и мыслях.

Если мы обратимся к этимологическому словарю русского языка, то прочтем там, что слово «мама» образовано самими детьми еще на стадии лепета удвоением слога «ма». Это слово почти одинаково произносится на многих языках: русском, болгарском, чешском, польском, литовском, албанском, армянском. Сколько тепла таит это слово, которым называют самого близкого, самого дорогого и единственного человека!

Ей побелила голову зима.

Приехал сын. Ему все было внове.

Он вместо «мама» говорил ей «ма»,

Любовь сияла в этом полуслове.

И наполнялся песней милый дом,

И все-то жарко западало в душу,

И наклонялась ива над прудом,

Чтоб золотое слово лучше слушать.

И загорелась радуга-дуга,

Цветы еще не спали в травах росных,

А слово шло на вольные луга

И было, как всегда, победоносно.

Вдоль улицы крестьянские дома

Стоят, боясь гармонию нарушить…

Ах ты бы лучше отдохнула, ма,

Тебе моих забав не переслушать.

Александр Прокофьев «Сын»

Дети – самое дорогое в жизни матери. Счастье матери – это счастье ее детей. Поэтому она порой бывает строгой, взыскательной, ведь она понимает свою ответственность за то, какими вырастут ее дети! Она желает им только добра и счастья! «Добрые дети – дому венец, злые дети – дому конец», — гласит народная мудрость. И если, вдруг, сын или дочь оступились, пошли неправедным путем – это для матери настоящее горе:

Легче сердце свое казнить,

Легче с разумом быть в раздоре,

С материнским горем сравнить

Можно лишь материнское горе…

Людмила Татьяничева

Никогда не ссорьтесь с самым близким вам человеком. И не пытайтесь вытеснить ее из сердца, заменив своими лучшими друзьями или подругами – ничего не получится. Не зря в народе говорят: «Роднее матери родни нет», «Родную мать никем не заменишь». В трудные часы жизни вы все равно вспомните о своей маме – самом близком и родном существе – и к ней обратитесь.

Мы часто мать по пустякам тревожим,

У друга заночуем иногда,

А мать не спит и думает, быть может,

Что с сыном приключилася беда.

Она не спит. Минута – словно вечность –

Проходит перед нею, как вопрос.

Заплачет мать, и ей как будто легче…

А если у нее не хватит слез?

Владимир Фирсов

Мама – это не только детство. Особым человеком она остается на всю жизнь. И даже мужественные воины в трудную минуту вспоминают маму: «Мы любим сестру, и жену, и отца, но в муках мы мать вспоминаем», — сказал русский поэт Н.А. Некрасов. Но у взрослых это уже – воспоминание и мудрость понимания того, что значит для меня моя мама! Все великие поэты и писатели воспевали в своих произведениях образ матери. Не сосчитать светлых образов матерей, которые донесли до нас сказки и легенды, стихи и песни, рассказы и повести, спектакли и кинофильмы. Особенно часто образ матери встречается в произведениях для детей. Мы обладаем нашей родной великой русской литературой,которая так много сказала миру о матери. Русские поэты – Некрасов, Толстой, Блок, Есенин, Бунин посвятили материнскому образу свои лучшие страницы.

Владимирская богоматерь

Владимирская богоматерь

Мать – ведущий, главный положительный герой поэзии Некрасова. Именно ему принадлежит образ огромной обобщающей силы – «Родина-мать», «Матушка Русь». В минуты колебаний, сомнений, искушений Некрасов обращался к образу матери, к ее памяти, как высшей совести:

Повидайся со мною, родимая!

Появись легкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других.

С головой, бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою,

Простояла ты – грудью своей

Защищая любимых детей.

Мать – чуть ли не самое значительное лицо в поэтическом мире Сергея Есенина. Его стихи ранят душу и запоминаются на всю жизнь.

«Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет».

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, теплую кроватку

И милый, кроткий голос твой:

«Ангел-хранитель над тобой!»

Ты перекрестишь, поцелуешь,

Напомнишь мне, что он со мной,

И верой в счастье очаруешь…

Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки,

Лампадку в сумраке угла

И тени от цепей лампадки…

Не ты ли ангелом была?

Иван Бунин

Образ матери в мировом искусстве – это, прежде всего Мадонна, Богоматерь. В Древности свой идеал женственности и материнства люди выражали в иконах, в образе Богородицы. Именно с ней сравнивают матерей, если хотят выразиться возвышенно-поэтически.

В иконографии Богородицы можно выделить три основных типа изображения. Это – Умиление (по-гречески – Елеуса), Путеводительница (по-гречески – Одигитрия) и Молящаяся (по-гречески – Оранта). Эти типы иконографии Божьей матери представляют собой своеобразные ступени спасения падшего человечества: Умиление – Боговоплощение; Одигитрия – путь к спасению через Христа Спасителя; Оранта – моление о спасении каждого члена Церкви Христовой и привлечении в стены Церкви всех тех, кто ещё не осознал истинный смысл слов Божиих.

Неопалимая Купина

Неопалимая Купина

Изображения Богоматери обладают особой энергетикой, которую создала история создания икон. Предание гласит, что первые иконы Богоматери были созданы еще при ее жизни,   что их написал один из апостолов, автор Евангелия Лука. К произведениям художника евангелиста причислялась и икона «Богоматерь Владимирская», которая считалась покровительницей России, находящаяся сейчас в коллекции Третьяковской галереи. Существует летописное известие, что эта икона была привезена  в  начале XII века в Киев из Царьграда (так называли на Руси столицу Византии Константинополь). Имя «Владимирская» она получила на Руси: ее забрал с собой из Киева, отправляясь в северовосточные земли,   князь Андрей Боголюбский. И здесь, в  городе Владимире икона обрела свою славу. В центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с младенцем  на  руках,  который нежно прижимается к ее щеке.

Не менее интересна история обретения иконы Казанской Божьей матери. В 1579 г. К правящему архиерею города Казани обратилась девочка Матрона, которая рассказала, что во сне ей было указано местонахождение чудотворной иконы. И действительно, на пепелище была обретена небольшая богородичная икона, которой было суждено стать одной из национальных святынь. Перед ней молились в 1612 г., когда список с Казанской иконы возил с собою князь Дмитрий Пожарский, она была с ПетромI во время Полтавского сражения, а перед битвой Бородино икону с молебном пронесли по всем войскам.

Святая Церковь поёт о Деве Марии: «Якоже купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси» и «Радуйся, Купино Неопалимая». Пречистая, носившая во чреве Своём Бога, сравнивается с несгораемым кустом – «купиной», в пламени которого Бог явился Моисею на горе Синай. В XVIXIX вв. «Неопалимая купина» была одной из самых распространённых икон Богородицы в России, особенно у крестьянского населения.

В православной музыке Богородице посвящены многочисленные песнопения: «Богородице Дево, радуйся», «Достойно есть», «О, Всепетая Мати», «О Тебе радуется» и др. В них верующие восхваляют Божию Матерь, обращаются к ней как заступнице в горе и несчастьях.

В католической музыке образ Пресвятой Девы запечатлен в многочисленных вариантах молитвы «AveMarie». Лучшие музыкальные образцы принадлежат перу Баха-Гуно, Шуберта, Листа, Каччини. Какое величественное, умиротворенное, глубоко проникновенное настроение во всех этих произведениях!

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках.

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках,

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках. С. Остров

Запись была размещена в Суббота, 17 Сентябрь 2016 в 2:59 пп в рубрике Храмы. Вы можете подписаться на тему через RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий, или трэкбэк со своего сайта.

Оставить комментарий