Русский литературный язык и его стили

Открытый урок. Русский язык. Тема урока:

» Русский литературный язык и его стили «

9 класс

Поблагодарите Бога, прежде всего, за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведет теперь сам Бог.

В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресенья. Эта торжественная полночь, этот повсеместный колокольный звон, который как всю землю сливает в один гул, это восклицанье «Христос воскрес!», которое заменяет в этот день все другие приветствия, этот поцелуй, который только раздается у нас.

Только в одной России празднуется этот день так, как ему следует праздноваться!

Н.В.Гоголь «Выбранная переписка с друзьями»

Цели урока:

1.Образовательные:

  • актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.

2. Развивающие:

  • сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки;
  • закрепить умение определять стиль речи.

3. Воспитательные:

  • воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

Оборудование: на доске схема — «Кластер», мультимедиапроектор, раздаточный материал (опорная схема, задания по группам – тексты для самостоятельного определения стилей), презентация .

План урока.

  1. Организационный этап. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока
  2. Этап повторения изученного материала о стилях речи.
  3. Этап закрепления знаний и способов действий
  4. Этап контроля и самопроверки. Частичный стилистический анализ текстов разных стилей
  5. . Этап информации о домашнем задании.
  6. . Рефлексия.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Вид урока: урок – практикум.

Используемые методы:

по источнику знаний:

  • словесные,
  • наглядные,
  • практические;

по степени взаимодействия учителя и ученика:

  • беседа,
  • индивидуальная работа,
  • групповая работа;

по характеру познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • частично-поисковый.

Технологии: групповая технология, проблемное обучение, компьютерные информационно-коммуникативные технологии.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята! Мы русские, Мы носители великого русского языка, и именно от нас зависит его красота и чистота. В русском языке есть особый раздел лингвистики, изучающий стили речи и стилистические ресурсы – это стилистика.
Стили речи — это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка. Сферы общения, или речевые ситуации, и их разновидности: а) бытовая; б) наука; в) право; г) политика; д) искусство.
Основные функции языка: а) общение; б) сообщение; в) воздействие.
Зачем нужно изучать стили речи?

Ученики:  В нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст. Для того чтобы написать заявление или научную работу, реферат или сочинение, нужно знать, в каком стиле его оформлять.

Учитель: Верно, у каждого стиля речи свои специфические особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты, которые необходимо уметь определять и учитывать при работе с каким-либо текстом.

2. Повторение изученного материала о стилях речи.

Литература

Литература

Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Вы видите схему «Стили речи», которую мы будем заполнять на протяжении всего урока.

Итак, в зависимости от цели общения (общение с кем-нибудь, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь), в нём выделяются две основные разновидности – разговорная речь и литературная речь (в первых двух пустых квадратах записываются эти слова).

Ребята, вспомните, какие стили речи вы знаете?

Ученики: Разговорный, научный, художественный, официально – деловой, публицистический.

Учитель: Опираясь на известный вам материал о стилях речи, определите, к какому стилю речи относится текст №1 спроецированный на экран. При выполнении этого задания используйтеопорную схему (у каждого ученика на столе лежит опорная схема):

  1. Сфера употребления стиля.
  2. Цель употребления стиля.
  3. Лексические особенности стиля.
  4. Характерные черты стиля.

3. Частичный стилистический анализ текстов разных стилей.

Прочитайте текст № 1. Определите стиль и назовите его характерные особенности, сферу употребления:

- Привет! Как дела, как настроение?

- Так себе, не фонтан

- А я знаю почему.

- Да, ладно, откуда? Ты что, Насть, экстрасенс? Насмотрелась «Битв экстрасенсов»?

- Нет. Я знаю, какой сегодня день. Сегодня Страстная Пятница. Говорят в народе: птичка гнезда не вьёт, потому что в этот день распяли Иисуса Христа. И поэтому у большинства людей грустное настроение.

- Интересно!

Ученики (читают текст и отвечают на вопрос учителя): Это текст разговорного стиля!

Учитель: Верно. А как вы определили, что это текст именно разговорного стиля? По каким признакам?

Ученики: Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику (так себе, не фонтан, Насть). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность, употребление фразеологизмов, поговорок (Говорят в народе : птичка гнезда не вьёт) Для синтаксиса разговорного стиля характерно употребление простых предложений. Широко в нем представлены предложения неполные, поскольку разговорная речь — это чаще диалог.

Учитель: Вы правильно охарактеризовали разговорный стиль речи. Стоит отметить, что в разговорном стиле речи мы можем использовать лексику разных стилей: художественного («Страстная Пятница», распяли Иисуса Христа)

После того, как стиль определён, заполним пустой квадрат схемы, которая нарисована на доске. Разговорная речь представлена разговорным стилем. Значит, все остальные стили будут относиться к литературной речи.

имание на доску!

Прочитайте текст № 2.. Аналогичное задание–определить стиль и назвать его характерные особенности, сферу употребления:

Я осторожно оделся, робко поцеловал ее в волосы и на цыпочках вышел на лестницу, уже светлеющую бледным светом. Шел пешком по молодому липкому снегу, — метели уже не было, все было спокойно и уже далеко видно вдоль улиц, пахло и снегом и из пекарен. Дошел до Иверской, внутренность которой горячо пылала и сияла целыми кострами свечей, стал в толпе старух и нищих на растоптанный снег на колени, снял шапку… Кто-то потрогал меня за плечо — я посмотрел: какая-то несчастнейшая старушонка глядела на меня, морщась от жалостных слез.

Ох, не убивайся, не убивайся так! Грех, грех!

Письмо, полученное мною недели через две после того, было кратко — ласковая, но твердая просьба не ждать ее больше, не пытаться искать, видеть: «В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг… Пусть бог даст сил не отвечать мне — бесполезно длить и увеличивать нашу муку…»

Ученики: Это текст художественного стиля, которым пользуются писатели и поэты при написании своих произведений для достижения определенной цели — воздействия на чувства и эмоции читателя. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику, нейтральные слова. Главной особенностью этого стиля является широкое употребление тропов и фигур. Например, эпитеты: молодой липкий снег, ласковая, но твёрдая просьба, а строка «Дошёл до Иверской, внутренность которой горячо пылала и сияла целыми кострами свечей» — это развёрнутая метафора. Этому стилю присуща также эмоциональность.

Учитель: Ребята, вы правильно отметили, что многостильность – характерная черта художественного стиля. От других стилей речи он отличается единством коммуникативной и эстетической функций.

Обратимся к тексту № 3. Попробуйте определить, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте:

В Четверг Страстной седмицы вечером совершается последование утрени Великой Пятницы с чтением Двенадцати страстных Евангелий. Эта служба содержит глубочайшие по своему смыслу и назидательности чтения и песнопения, внимательное рассмотрение которых принесет величайшую пользу. Сопровождая на Голгофу своего Жениха, Церковь предоставляет повествование евангелистам, а сама в промежутках между чтениями воспевает и толкует читаемое.

Последование Страстей совершается в ночь с четверга на пятницу. Ночь эта — Гефсиманская ночь Спасителя, еще не распятого, но уже преданного и душой погрузившегося в смертельную скорбь и тоску. В пасхальную ночь, когда все мирные жители Иерусалима предавались глубокому сну, одни первосвященники и старейшины народа не могли заснуть от мучившей их душу мрачной думы: «Како убити Неповиннаго». Другие с нетерпением ожидали, когда же Иуда Искариот исполнит данное им обещание и когда же, наконец, будет в их руках неумолимый Обличитель, Иисус Христос.

Пятница Страстной седмицы в древних христианских памятниках называется «Великою Пятницею», «днем спасения по преимуществу», «Пасхою крестною», «днем Креста», «днем страданий». Воспоминание спасительной смерти Христовой в этот день восходит еще ко временам апостольским . Почитание этого дня издревле отличалось тем, что все благоговели перед «днем, когда отнят был Жених», Церковь строго относилась к нарушителям поста в этот день. В храмах в этот день совершалось разрешение над кающимися, находящимися под епитимией, чем подчеркивалось, что грехи наши прощаются единственно ради искупительной и спасительной Жертвы Христа Спасителя. В некоторых местах и богослужение в Великую Пятницу совершалось за городом в память того, что Господь Иисус Христос, по замечанию апостола, вне врат пострадати изволил (Евр.13, 12).

Ученики: Научный! Логичность, объективность, использование слов в прямом значении, отсутствие образности (тропов и фигур), неэмоциональность текста – это характерные черты научного стиля. Для описания общего понятия или явления используются термины.. Для синтаксиса научных работ характерно широкое употребление сложноподчиненных предложений, обособленных второстепенных членов, вводных слов, указывающих на последовательность и логическую связь мыслей

Учитель: Ребята, в какой сфере употребляется данный стиль?

Ученики: В учебниках, словарях, научных работах и докладах.

Учитель: Кроме терминологической лексики, научный стиль обслуживают профессионализмы.

Какие слова в тексте № 3 являются профессионализмами?

Ученики: Профессионализмами в этом тексте являются такие слова, как седмица, последование утрени, служба, песнопения, пост, епитимия, кающиеся

Учитель: Вы правильно определили в тексте профессиональные слова.

Ребята, обратимся к тексту № 4). Подумайте, какую задачу ставит автор статьи? Какой это стиль речи?

Русская литература является одним из главных хранителей тех ценностей, которые составляют нашу православную цивилизацию. Я подробно рассказывал об этом в своем докладе на пленарном заседании Знаменских чтений. Сегодня мне бы хотелось затронуть тему счастья, поскольку от толкования этого термина во многом зависит, к какому типу цивилизации принадлежит та или иная общность.

Понятие «счастья» в обывательском сознании, как правило, связывается с материальными благами, деловыми успехами, избытком развлечений и удовольствий. Однако в жизни все складывается совсем не так, и порой богатые и успешные люди оказываются самыми несчастными, а иногда даже кончают жизнь самоубийством. Многочисленные социологические опросы в разные годы и в разных странах выявили, что жители бедных государств часто ощущают себя гораздо более счастливыми, нежели граждане «благополучных стран». В чем же здесь причина?

О том, что такое счастье, много рассуждали еще в античную эпоху. Стоики, например, считали, что счастье состоит в аскетическом образе жизни и свободе от страстей. Скептики к бесстрастию добавляли бесстрашие перед смертью. Эпикурейцы видели счастье в удовольствиях и наслаждениях, однако и они считали высшим благом разум, который должен управлять человеком. Известно высказывание Эпикура о том, что следует избегать удовольствий, приносящих впоследствии вред.

Ученики: Публицистический. Авторская задача состоит в том, чтобы убедить адресата, что счастье не зависит от богатства, удовольствий и развлечений.

Учитель: Вы правильно заметили, что целью публицистического стиля является воздействие на читателя., но уже не на эмоции человека, а на гражданскую позицию члена общества.

Какие стилевые черты вы можете проиллюстрировать на примере данной статьи?

Ученики: Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Учитель: Верно, ребята, этот стиль также используется в официальной обстановке, на митингах и на собраниях. Для публицистического стиля характерна общественно-политическая лексика.

Тексты, какого стиля используются для создания документов, в деловом общении?

Ученики: Для делового общения используется официально-деловой стиль речи.

Учитель: Ребята, перед вами текст № 5:

Религиозным организациям земельные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование под застройку на срок строительства. Однако редакционная почта журнала «Приход» свидетельствует о том, что в ряде регионов, например в Москве, практикуется заключение соответствующих договоров на 11 месяцев.
Насколько такая практика соответствует закону и продолжится ли она после вступления с 1 марта 2015 года в силу новой редакции Земельного кодекса РФ? Отвечает руководитель Юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). Комментарий опубликован в журнале «Приход» (№ 1, 2015).
Учитель: Текст представляет собой перечень устойчивых, стандартизированных оборотов речи, которые употребляются в таких сферах, как: законодательная («Насколько такая практика соответствует закону и продолжится ли она после вступления с 1 марта 2015 года в силу новой редакции Земельного кодекса РФ? »), делопроизводства («Религиозным организациям земельные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование под застройку на срок строительства. »), административно-правовая («Однако редакционная почта журнала «Приход» свидетельствует о том, что в ряде регионов, например в Москве, практикуется заключение соответствующих договоров на 11 месяцев»).
Ребята, назовите основные черты официально-делового стиля.
Ученики: Краткость, точность, шаблонность, монотонность и сухость изложения.

4. Выводы, обобщение.

Учитель: Молодцы, ребята! Итак, кластер «Стили речи» заполнен!  Я думаю, что каждый из вас теперь чётко понимает, насколько важно знать стили речи, уметь определять их по характерным признакам.

На протяжении всего урока вы говорили о стилях речи, учитывая два блока признаков, которые лежат в основе характеристики функциональных стилей: внеязыковые признаки (экстралингвистические) и собственно языковые признаки.

Постарайтесь назвать, какие из рассмотренных признаков можно отнести к внеязыковым.

Ученики: Задача речи, обстановка, адресат.

Учитель: Наверное, вы вспомнили, что перечисленные вами внеязыковые признаки составляют понятие «речевая ситуация». А какие признаки, по вашему мнению, составляют перечень собственно языковых примет? Ученики: Лексика, синтаксис, морфология. Стилистические ресурсы языка: а) стилистически окрашенная лексика (украсть — нейтральное, похитить — книжное, стащить — разговорное); б) стилистически окрашенные морфемы (мужичье, офицерье, шоферня, солдатня — разг., попризадуматься, насобирать — разг., возрадоваться, возлюбить — книжн.); в) стилистические возможности частей речи (пять килограммов апельсинов — книжн., пять килограмм апельсин — разг., в отпуске — книжн., в отпуску — разг., на диван-кровати — разг., на диване-кровати — книжн.); г) стилистические средства в синтаксисе (вследствие засухи урожай был низкий (книжн.) — из-за засухи… (нейтр.); задание, выполненное учащимися (книжн.) — задание, которое выполнили учащиеся (нейтр.).
Учитель: Молодцы, ребята. На уроке мы повторили изученный ранее материал о стилях речи и научились определять характерные признаки стилей на основе текстов. Разновидности стилей, выделяемые в зависимости от речевых ситуаций и функций языка: а) разговорный стиль (бытовая сфера, функция общения, реже — сообщения); б) научный (сфера науки, функция сообщения); в) официально-деловой (сфера права, функция сообщения); г) публицистический (сфера политики, искусства, функции сообщения и воздействия); д) художественный (сфера искусства, функция эмоционального воздействия Полученные знания, умения и навыки вы сейчас будете применять самостоятельно. Вы сидите по группам :5 групп по 4 человека. У вас на листочке 5 текстов, вы должны работать по уже знакомому вам алгоритму, который уже вы использовали.. Пожалуйста, торопитесь! Тот, кто закончит первым, будет награждён отличными оценками и сладостями.

Текст №1

Я исполнил ее просьбу. И долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться — равнодушно, безнадежно… Прошло почти два года с того чистого понедельника…

В четырнадцатом году, под Новый год, был такой же тихий, солнечный вечер, как тот, незабвенный. Я вышел из дому, взял извозчика и поехал в Кремль. Там зашел в пустой Архангельский собор, долго стоял, не молясь, в его сумраке, глядя на слабое мерцанье старого золота иконостаса и надмогильных плит московских царей, — стоял, точно ожидая чего-то, в той особой тишине пустой церкви, когда боишься вздохнуть в ней. Выйдя из собора, велел извозчику ехать на Ордынку, шагом ездил, как тогда, по темным переулкам в садах с освещенными под ними окнами, поехал по Грибоедовскому переулку — и все плакал, плакал…( Художественный стиль И.А.Бунин «Чистый понедельник», эпитеты :тихий солнечный, незабвенный вечер, темные переулки; повтор: плакал, плакал, ряды однородных членов :пропадал, спивался; вышел, взял, поехал; обилие деепричастных оборотов)

Текст № 2

Согласно п. 3 ст. 30 действующей редакции Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) «предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется … религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения — в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений».

Очевидно, что заключение в подобных случаях договоров безвозмездного срочного пользования со сроком действия 11 месяцев противоречит приведенной норме. (Официально-деловой стиль речи, административно-правовая сфера)

Текст №3

«Счастье – понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека», – повествует «Новая философская энциклопедия», изданная Академией наук. Итак, счастье – это «общепризнанная конечная цель деятельности человека», то есть признаваемая всем человечеством безусловная ценность, разница только в интерпретациях.

В христианской традиции аналогом слова «счастье» выступает «блаженство», то есть полнота бытия. В евангельских «заповедях блаженства» раскрывается, в чем она состоит: «Блаженны нищие духом», «Блаженны алчущие и жаждущие правды», «Блаженны милостивые» и так далее (см. Евангелие от Матфея, 5 глава).

Само русское слово «счастье» своей внутренней формой раскрывает значение этого понятия: «быть с частью», «быть причастным». В Псалтири говорится: «Часть моя еси, Господи» (Пс 118:57) и «Ты еси упование мое, часть моя на земли живых» (Пс 141:5). «Часть» в данном случае означает не какой-то фрагмент – половину или четверть, – а значит: Ты, Господи, моя участь, мой удел, мой жребий, мое богатство и слава. Счастье человека – это Сам Бог. И не случайно поэтому главным Таинством Православной Церкви является Причастие Телу и Крови Христовым, Евхаристия.

Как же описывает счастье русская литература, что вкладывали наши поэты и писатели в это слово? На ум сразу приходят знаменитые пушкинские слова:

На свете счастья нет,

Но есть покой и воля…

(из стихотворения 1834 года «Пора, мой друг пора»).

Конечно, полнота счастья, полнота блаженства, полнота общения с Богом возможна только в иной жизни, а на земле к ней всегда примешивается горечь от человеческого несовершенства, от собственных недостатков, от нашей ограниченности и греховности. В этом смысле с Пушкиным можно только согласиться. Но в то же время сам Александр Сергеевич дал в своем творчестве примеры простого человеческого счастья.

Например, в повести «Метель» главные герои обретают счастье в результате многих поисков и страданий. Казалось бы, Марья Гавриловна потеряла свое счастье, когда ее избранник-жених не смог из-за непогоды доехать до церкви и ее второпях по ошибке обвенчали с незнакомцем, которого потом и след простыл. В свою очередь, гусарский полковник Бурмин, «по непростительной ветрености», как он сам выразился, обвенчавшись с неизвестной ему девушкой и тут же ее покинув, не может теперь связать себя узами брака с той, которую любит.

Счастье невозможно? Казалось бы, да. Но вдруг выясняется, что главных героев та самая метель и соединила в Таинстве Венчания, хотя они не знали друг друга. И только их верность друг другу, их доверие Богу, Который устроил все так неожиданно, загадочно и непонятно, – только это сделало возможным их общее счастье. И только благодаря их терпению и вере они нашли друг друга и соединились вместе навсегда…(Публицистический стиль: призывность, воздействие на гражданскую позицию члена общества)

Текст №4

В богослужении Великой Пятницы, как в поразительно печальной картине, изображена вся евангельская история страдания и смерти Господа нашего: это последовательное описание Крестного пути Спасителя с минуты лобзания и предания Иудой в саду Гефсиманском до распятия на Голгофе и погребения в саду Иосифа Аримафейского. В этот день Святая Церковь подводит нас к самому подножию Креста Христова, водруженного на Голгофе, и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. «Страшное и преславное таинство днесь действуемо зрится: неосязаемый удержавается; вяжется, разрешаяй Адама от клятвы; испытуяй сердца и утробы, неправедно испытуется; в темнице затворяется, Иже бездну затворивый; Пилату предстоит, Емуже трепетом предстоят небесныя силы; заушается рукою создания Создатель; на древо осуждается, судяй живым и мертвым; во гробе заключается разоритель ада» (ТП. Л. 461). «Во Святый и Великий Пяток,— говорит в синаксаре Святая Церковь,— святыя и спасительныя и страшныя страсти совершаем, Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа, яже нас ради волею прият: оплевания, биения, заушения, досады, насмеяния, багряную одежду, трость, губу, оцет, гвоздия, копие, и по сих всех, крест и смерть, яже вся в пяток содеяшася» (ТП. Л. 443).

Последуя словам Спасителя, сказанным в ночь перед Его страданиями в Гефсиманском саду: Бдите и молитеся, да не внидите в напасть (Мф.26, 41), Церковь, желая, чтобы мы проводили эту страшную ночь в бдении и молитве, начинает «последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа» еще накануне, с четверга на пятницу (собственно говоря, если следовать суточному кругу богослужения, который начинает каждый день вечером накануне, это понятно). Обычай читать в Великую Пятницу евангельские повествования о страданиях Господних существует в Православной Церкви с начала ее основания. По слову святителя Иоанна Златоуста, это умилительное благовестие совершается для того, «чтобы неверующие — язычники — не могли сказать, что мы проповедуем только о славных и знатных делах Христовых, как то о знамениях и чудесах, а о позорном скрываем». «В день Креста,— говорит тот же святитель,— мы читаем все, относящееся ко Кресту. Благодать Святого Духа так устроила, что все, относящееся к страданиям Господним, прочитывается у нас во всенародный праздник, именно, в Великий вечер Пасхи». В песнопениях, положенных между чтениями Евангелий, Святая Церковь говорит об относящихся к этому времени страшных событиях и раскрывает их духовный смысл. В Иерусалимской Церкви в первые века христианства служба эта совершалась всю ночь и Евангелие читалось в пяти местах, в том числе на Елеонской горе, где Господь учил учеников перед Своими страданиями, в Гефсимании, где Он был взят, и на Голгофе, где Он был распят. Во мраке ночи, со светильниками в руках, шли верующие по стопам Господа в непрестанной молитве. (Научный стиль речи. Теология. Как православные христиане встречают Страстную Пятницу)

Текст №5

Владыка, как православный христианин должен проводить Страстную седмицу и Пасху?

Желательно как можно чаще бывать в храме за богослужением, а начиная с Литургии Великого Четверга, по возможности, быть на всех богослужениях. Службы Страстной седмицы — самые богатые по содержанию и духовной глубине богослужения церковного года.

В Великий Четверг мы вспоминаем Тайную вечерю: в этот день надо непременно причаститься. Вечером того же дня совершается «Последование святых Страстей», или служба 12 Евангелий, за которой прочитывается 12 евангельских отрывков, посвященных страданиям и смерти Спасителя.

В Великую Пятницу днем совершается вечерня с выносом плащаницы, а вечером того же дня — Чин погребения Спасителя.

Литургия Великой Субботы носит пасхальный характер: по время этой службы священнослужители переоблачаются из черных одежд в белые, и читается Евангелие о Воскресении Христовом. В древней Церкви эта Литургия совершалась вечером и была частью пасхального богослужения, продолжавшегося всю ночь. В наше же время после Литургии Великой Субботы верующие расходятся по домам, а к ночной службе собираются в храм вновь.

На ночную пасхальную службу надо приходить заблаговременно, и оставаться в храме надо до конца службы, а не только на первые 15-20 минут, как многие делают. Некоторые ведь приходят в пасхальную ночь к храму только для того, чтобы увидеть крестный ход, услышать «Христос Воскресе!» и тотчас разойтись по домам.

Что самое важное в Страстной седмице?

Самое важное в Страстной седмице — это Христос. Вообще Христос — самое важное в жизни Церкви, в духовной жизни христианина. К сожалению, об этом часто забывают. Есть люди, которых в христианстве гораздо больше интересует антихрист, чем Христос, которые помешаны на теме ИНН, трех шестерок, штрих-кода, ожидания конца света. Создается какое-то нездоровое православие, скорее даже сектантство на православной почве.

Христос не к этому нас призывает. Он не призывает уходить под землю, пугливо открещиваться от окружающей действительности. Он призывает нас жить в мире и проповедовать миру Его Воскресение. И конца света нужно ожидать не со страхом, а с радостью, ибо это будет пришествие Христа во славе.

«Верующие пекут куличи, красят яйца» — так о подготовке к Пасхе сообщают в теленовостях. Что самое главное в праздновании Пасхи?

Самое главное — опыт сопереживания Воскресению Христову. Почему важен праздник Пасхи для человека? Не только потому, что Христос когда-то, 2000 лет назад, воскрес из мертвых. Воскреснув из мертвых, он открыл путь к воскресению для каждого человека! Самое страшное в жизни человека — смерть. Мысль о смерти отравляет нам жизнь. Мы страдаем, когда умирают близкие, со страхом думаем о собственном смертном часе. И если бы не было Воскресения, жизнь лишилась бы высшего смысла.

Но у Бога все живы. Христос Своим Воскресением даровал людям надежду и знание о вечной жизни. Мы знаем: смерть — это переход к жизни вечной и лучшей. Вся земная жизнь является подготовкой к ней. Именно в этом смысл Пасхи: Христос, воскреснув из мертвых, смертью смерть попрал и мертвым даровал жизнь.

Дорогой владыка, что бы Вы хотели пожелать нашим прихожанам перед встречей праздника Пасхи?

Хотел бы пожелать всем нашим прихожанам никогда не забывать о конечной цели нашей христианской жизни и главной цели нашего трудничества на земле — Царствии Небесном, где каждый достойно прошедший земной путь сможет встретиться с Богом и увидеть Его лицом к лицу. Мы проходим через разные испытания, бываем в сложных жизненных ситуациях, но не должны забывать, что Господь каждого из нас ведет по пути ко спасению. Мы должны стараться наполнять высшим духовным смыслом свою жизнь и свой труд, который приносим Богу как наше скромное приношение. Иногда у нас опускаются руки и кажется, что не хватает человеческих сил, чтобы нести возложенные на нас Богом послушания. Но Господь облегчает наши труды; Он Сам приходит нам на помощь, являет Свою милость и благость, когда мы, приходя в храм Божий, встречаемся и общаемся с Ним, созерцая Его лицом к лицу своими внутренними очами.

Хотел бы пожелать, чтобы вера в Господа и Спасителя никогда не оскудевала в наших сердцах, чтобы свет Божий, который всем равно светит, — как солнце, освещающее правых и виноватых, — никогда не помрачался в нас греховной тьмою, чтобы радость о воскресшем Господе всегда озаряла наши сердца и всю нашу жизнь. (Публицистический стиль. Интервью с Митрополитом Волоколамским Илларионом)

Текст №6

Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто! (Разговорный стиль речи. Общение, просторечная, грубая окраска лексики)

Текст №7Вы когда- нибудь задумывалить о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно, нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, насколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто

Учитель: Подводим итоги Защита команд (первая команда по времени) Самопроверка (все остальные команды). Выставляем оценки. Домашнее задание: подберите тексты разных стилей для работы на следующем уроке. Итак, позвольте вам напомнить, что мы молимся, мы накануне Великого Воскресения Христа.

Слушаем музыку С.В.Рахманинова «Вокализ» и А. Шнитке «Отче наш..»


Запись была размещена в Четверг, 18 Июнь 2015 в 10:31 дп в рубрике Литература. Вы можете подписаться на тему через RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий, или трэкбэк со своего сайта.

Оставить комментарий