Образ птицы в русской литературе

Образ птицы в русской литературе

Птица

IX-Я ОТКРЫТАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ: «ПРАВОСЛАВИЕ – ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО И КУЛЬТУРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ НАРОДА»

Секция:Историко-литературные исследования


Тема:Образ птицы в русской литературе

Работу выполнила: ученица 10 «Б» класса

Чижова Марина Владимировна.

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

Хмелевская Светлана Анатольевна

МОУ «Гимназия «Дмитров»»

Дмитров, 2017

Птица

Цель

  • раскрыть значение символа «образ птицы» в произведениях русской литературы.

Задачи

  • изучить литературу по данной теме;
  • проанализировать произведения, в которых присутствует образ птицы;
  • сделать выводы о роли птицы в произведениях русской литературы;
  • написать свое произведение по данной теме.

Актуальность темы

  • У каждого человека есть ангел-хранитель, у него есть крылья, как у птицы, и человеку хочется летать.
  • Образ птицы присутствует не только в произведениях русских писателей и поэтов, но и в произведениях зарубежных авторов.
  • Птицы символизируют свободу, добро, счастье, что так необходимо каждому человеку.

 Птица

 Содержание

  1. Вступление стр. 4
  2. Птица как символ русской литературыстр. 5
  3. Древнерусская литература: стр. 6
    • «Плач Ярославны»
  4. Литература 19 века: стр. 7
    • Монолог Катерины из пьесы Островского А.Н. «Гроза»
    • «Без гнезда» Тургенева И.С.
    • Монолог Нины Заречной из пьесы Чехова А.П. «Чайка»
  5. Исследование, результаты опроса стр. 10
  6. Выводы стр. 11
  7. Список литературыстр. 12
  8. Приложениестр.14

Я завидую птицам. У них есть крылья, благодаря которым они могут свободно летать туда, куда захотят.

Эту цитату я взяла за основу своего проекта.  Птицы – одни из самых невероятных созданий. Ими можно любоваться вечно, ведь они свободные, беззаботные и ни от кого независящие существа. Мне кажется, что каждый человек хотел бы иметь крылья, чтобы увидеть мир во всех его красках.

Меня зовут Марина. Мое имя в переводе с греческого языка обозначает «пенная, морская». И именно в 10 классе после прочтения Чехова я почувствовала себя чайкой. Чайке неизменно сопутствует и образ воды, а вода – символ жизни. Моя тезка по имени Марина Ивановна Цветаева, и оказывается у нее тоже была «морская» душа.

Душа и имя

Пока огнями смеется бал,

Душа не уснет в покое.

Но имя Бог мне иное дал:

Морское оно, морское!

Поет огнями манящий зал,

Поет и зовет, сверкая.

Но душу Бог мне иную дал:

Морская она, морская!

 

Почему я выбрала эту тему?

Во-первых, мое имя ассоциируется с образом птицы – чайка.

Во-вторых, образ птицы очень популярен в творчестве великих писателей и поэтов.

Во-третьих, в этом учебном году мы изучили и продолжаем изучать произведения, в которых авторы используют образ птицы как олицетворение человеческой души.

В-четвертых, летом я прочитала пьесы А.П. Чехова, которые мне очень понравились, была на спектакле по пьесе «Чайка». Больше всего мне понравилась она, удивила своим сюжетом, главной героиней Ниной Заречной, которая мне близка по характеру и, конечно же, своим необычным названием.

В-пятых, я выучила монолог Нины Заречной для участия в Международном конкурсе «Живая классика».

Птица как символ русской литературы.

Наши мечты — это птицы. Белые, чистые, нежные, искренние…

В наши дни забыты многие, ранее значимые вещи. Одна из них – образ птицы. Кто сейчас задумывается о значении образа птицы в литературе? Кто спросит себя, чем являлся данный образ для писателя? А ведь каждое упоминание птицы несёт определённую символику, смысл. Забывая значения мельчайших деталей литературы, мы забываем нашу историю. А забывая историю, теряем нашу индивидуальность, перестаём быть настоящими русскими людьми. Именно поэтому так важно не терять народную память и возрождать забытые знания.

Образ птицы — один из наиболее распространенных образов живых существ, встречающихся в искусстве. Птица как символ свободы и стремительности, хищности и глупости, легкости и зоркости, смиренности и музыкальности — вот далеко не полный набор важных метафор, традиционно связываемых с птицами.

Образ птицы является одним из популярных образов символизма выступает в различных значениях. Поэты Серебряного века стремятся преодолеть характерный для классицизма жанровый принцип мышления, разрушить жёсткие каноны и правила и выйти к новому, более глубокому осмыслению действительности. Использование образа птицы способствовало раскрытию внутреннего мира человеческой личности, а также обнаружению в человеческой жизни таинственной, иррациональной стихии. Осмысление птицы как знака, наоборот, можно рассматривать как проявление противоположной, реалистической тенденции: оно открывало возможности для введения в поэзию узнаваемых, конкретных зарисовок природы, нарушало абстрактность условной манеры изображения. Наконец, придание образу птицы символического статуса свидетельствовало о выходе литературы к широким философским обобщениям, осмыслении нравственных ценностей, свободы, порыва человеческого духа к запредельному, идеального смысла искусства, бессмертия.

Птица

Древнерусская литература

Формирование русской литературы началось с принятием христианства. Первые книги были церковными. Летописи вели монахи. И большинство произведений тех времён были либо церковными, либо летописными. Но все-таки языческие верования в народе были очень сильны. Поэтому в древнерусской литературе мы можем наблюдать смешение православных и славянских образов птиц. Птицы остаются детьми неба, силами природы, но всё чаще выдуманных птиц заменят настоящие, а настоящие приобретают божественный образ. Также появляются новые образы и значения птиц. Теперь уже птицы несут на землю вести с небес, являются божьими вестниками.  Птицы предсказывают судьбу человека. Теперь уже образы птиц принимают, хотя и близкие к славянским, но всё же новые образы.

[1]«Плач Ярославны»

Образ Ярославны в «Слово о полку Игореве» – это не только портрет любящей жены, которая готова на все, лишь бы помочь супругу. Она готова превратиться в птицу, чтобы умыть его раны, она обращается к силам природы с упреком, почему они допустили это. Но думает она не только об Игоре, но и о его войске, которое разделило судьбу своего князя. Поэтому образ Ярославны в «Слово о полку Игореве» – это собранный портрет всех русских женщин, чьи мужья отправились на войну с врагом. В тех нескольких строчках чувствуется огромная любовь женщины, ее сострадание, ее желание быть рядом с избранником, ее глубокая печаль и нежность. Поэтому «Плач Ярославны» так привлекает литераторов и читателей столько лет.

В традиционной культуре восточных славян кукушка наделена женской символикой, связана с досвадебным и дородовым периодами жизни девушек и молодых женщин.

У всех славян распространены представления о её человеческой природе. В многочисленных легендах рассказывающих о появлении кукушки, ею обычно становятся женщины при нарушении семейно-родственных связей и отношений. По разным версиям, кукушкой стала:

девушка, отданная замуж в далекий край, превратилась в сизую кукушку и вернулась к матери — украинцы;

девушка, разлучённая с возлюбленным — русские;

мать, оплакивающая смерть сына — русские.

Образ птицы в древнерусской литературе достаточно близок к славянской мифологии, но уже начал постепенно отдаляться от первоначальных значений.

Литература 19 века

Литература ХIХ или «золотого» века прославилась своими поэтами, на которых ориентировались не только российские последователи, но и видные зарубежные писатели. Образ птицы теперь появлялся практически в каждом произведении, всплывая в той или иной форме. Жизнь человека была насыщена поэзией. И было очень важно поддерживать в народе любовь к России и её культуре. Писатель XIX века был «всемогущим властелином», управлявшим мыслями народа. Поэтому образ птиц стал совершенно естественен для живших тогда людей. Для лучшего раскрытия темы стоит рассмотреть творчество самых известных писателей «золотого века русской литературы».

 

Монолог Катерины из пьесы Островского    «Гроза»[2]

Птица

Образ Катерины в пьесе «Гроза» как нельзя лучше перекликается с образом птицы, в народной поэзии символизирующим свободу. Беседуя с Варварой, она неоднократно обращается к этой аналогии и утверждает, что она – «вольная птица, что попала в железную клетку». В неволе ей тоскливо и тягостно.

Еще одна характерная черта Катерины — стремление к свободе, духовному раскрепощению. Не зря в пьесе неоднократно повторяется образ птицы — символ воли. Отсюда постоянный эпитет “вольная птица”. Катерина, вспоминая о том, как ей жилось до замужества, сравнивает себя с птицей на воле. “…Отчего люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица”. Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе. В конце хочется заметить, что Островский через образ птицы хотел показать характер Катерины, как русский национальный характер.

 И.С. Тургенев «Без гнезда»[3]

Это стихотворение в прозе.

Птица

Лирический герой сравнивает себя с птицей, у которой нет гнезда. Поэтому сразу можно увидеть тему одиночества.

«Оставаться тошно… а куда полететь? » — герой не может найти свое место в жизни и в мире, он не знает, куда ему «лететь» и что делать.

Куда бы не полетела птица, нигде нет места для пристанища, только холодная пустыня или море «мертвое, как пустыня» — мир, в котором находится лирический герой безразличен к нему. И герой не может найти смысла жизни. Тема безысходности прослеживается в том, что птица летит и летит и не может найти, где ей приземлится. Автор показывает, что у птицы был только один выход — смириться и упасть. Так и его лирический герой не может больше бороться с окружающей враждебностью мира, он тоже хочет смерти.

Это произведение очень часто называют «лебединой песней» Тургенева, так как в последние годы жизни у писателя возникает ассоциация с птицей, присевшей на краешек чужого гнезда; так прожил он сам возле семейства Полины Виардо, не построив своего очага, не испытав полноты семейного счастья.

Монолог Нины Заречной из пьесы А.П. Чехова «Чайка».[4]

 Что такое чайка в одноименной пьесе Чехова, какое место этот образ занимает в произведении?

Птица

Чайка – это убитая Треплевым из ружья птица и записанный Тригориным сюжет для небольшого рассказа. Но это и сама Нина, сначала соединившая себя с образом убитой чайки, а затем нашедшая свою дорогу. Это в какой-то мере и Треплев, вначале мечтавший о большой любви и славе, а в конце застреливший себя из того же ружья, из которого он когда- то убил чайку. Это и обобщающая идея пьесы, порыв в будущее. Таким образом, чайка проходит лейтмотивом через всю пьесу, соединяет в себе все образы произведения, дополняя их или окончательно зашифровывая.

Образ Чайки восходит к народно-поэтическим представлениям о душе белой и черной, крылатой и бескрылой, живой и погибшей, вместилищем которой служит чайка, любая вольная птица.

Образ вольной птицы – символ свободы человека, выражение протеста против гнетущей действительности, намек на силу или слабость, незащищенность страдающей личности.

Но Чайке также неизменно сопутствует и образ воды: у Чехова – озеро. Вода – одна из фундаментальных стихий мироздания. В самых различных языческих верованиях вода – первоначало, исходное состояние всего сущего. С мотивом воды как первоначала соотносится значение воды для акта омовения, возвращающего человека к исходной чистоте. И ритуальное омовение – как бы второе рождение. В сознании любого человека вода ассоциируется с жизнью, с чем-то чистым, с омовением при крещении. Вероятно поэтому нашу героиню – чайку так манит к себе вода.

Нина Заречная, появляясь впервые на сцене, говорит Треплеву: «…меня тянет сюда к озеру, как чайку …мое сердце полно воли…». Нину тянет к воде, которая способна смыть, очистить грязь не только с тела, но и с души, дать новых сил, возродить духовно.

В финале героиня снова приходит к воде. Нина снова приходит к озеру, к Треплеву и снова – сбиваясь и путаясь в словах – сравнивает себя с чайкой: «Я – чайка». В сущности, действия пьесы развертываются между двумя приходами Нины-чайки к озеру.

Героиня «Чайки» собралась взлететь на крыльях любви, но обломала их. С чайкой сравнивает себя Чеховская Нина Заречная, с чайкой, убитой равнодушной рукой. Так встал образ вольной птицы в произведении русского драматурга, птицы, поднявшейся над бытом и погубленной физически и морально.

  Практическая часть.

Одной из главных задач моего проекта было узнать, что ученики 9-10 классов знают о птице как символе в русской литературе.В опросе принимало участие 62 человека.

Я провела анкетирование, в котором задала учащимся 3 вопроса:

  1. Что символизирует птица?
  2. В каких произведениях присутствует образ птицы?
  3. Какая ваша любимая птица?

В процессе анализа я сделала выводы:

  1. 60% учащихся ответили, что птица — это символ свободы, 20% — человеческая душа, 15% — мир, 5% — мечта.
  2. 60% учащихся назвали пьесу Островского «Гроза», 10% — повесть Тургенева «Ася», 10% — Пьеса Чехова «Чайка», 20% — сказки.
  3. 50% — голубь, 35% — ласточка, 10% — орел.

 Заключение

 Птица – широко распространенный символ духа и души в древнем мире, сохранивший это значение в христианской символике.

Птицы рассматриваются как благоприятный образ или знак.

Чаще всего писатели и поэты олицетворяют человеческую душу в образе птицы.  Ещё человека  сравнивают с образом птицы в рамках  темы свободы.  Человек, как и птица,  любит свободу, он дорожит ей. Каждый человек хочет зависеть только от себя.

Список литературы

 

  1. Островский А.Н. Гроза. Серия: Мировая классика. Издательство: Азбука СПб, 2016г.
  2. Слово о полку Игореве. Повесть временных лет. Серия: Школьная программа. Издательство: Стрекоза, 2015г.
  3. Иван Сергеевич Тургенев. Юбилейное издание в трех томах. Том 2. Повести. Senilia (стихотворения в прозе).Серия: Русская классическая библиотека. Издательство: Даръ, 2013г.
  4. Чехов А.П. Пьесы. Серия: Школьная библиотека. Издательство: Детская литература, 2013г.
  5. Бердников Г.П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. Издательство: Художественная литература, 1984г.
  6. http://www.symbolarium.ru/index.php/Птицы
  7. http://www.literaturus.ru/2016/03/tekst-plach-jaroslavny-slovo-o-polku-igoreve.html
  8. http://www.literaturus.ru/2016/06/monolog-kateriny-groza-otchego-ljudi-ne-letajut.html
  9. http://www.turgenev.org.ru/e-book/bez_gnezda.htm
  10. https://monologi.jimdo.com/жен-монологи/чехов/чайка/

 

Синее море тихо бурлило,

Чайка летела и в воду глядела.

Ветер насвистывал песенку медленно,

А на скале девушка сидела.

Слезы её опускались стремительно,

Руки тряслись и тело дрожало.

Вниз со скалы она взгляд опускала

И пенные волны к себе призывала.

Ветер насвистывать стал все мощнее,

Крылья у чайки стали бесшумные.

Море шуметь начинало сильнее,

Гребни из вод поднимались стальные.

Девушка к краю скалы подошла,

Руки сомкнув на груди,

И в бездну морскую шагнула она,

Как будто бы путь впереди.

Чайка увидела тело невинное

И поспешила к нему,

Но волны моря были немилостивы

И поглотили её.

Утихла Стихия воздушная,

Морская стала бесследна.

Природа осталась бездушная,

И жизнь молодая исчезла…

 

Приложение

[1]http://www.literaturus.ru/2016/03/tekst-plach-jaroslavny-slovo-o-polku-igoreve.html

[2]http://www.literaturus.ru/2016/06/monolog-kateriny-groza-otchego-ljudi-ne-letajut.html

[3]http://www.turgenev.org.ru/e-book/bez_gnezda.htm

[4]https://monologi.jimdo.com/жен-монологи/чехов/чайка/

Запись была размещена в Воскресенье, 16 Апрель 2017 в 8:46 дп в рубрике Литература, Мои ученики. Вы можете подписаться на тему через RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий, или трэкбэк со своего сайта.

комментариев 2

  1. Светлана написал:

    Очень трогательно! Прекрасная работа.

    ... Апрель 18th, 2017
  2. ruthanne написал:

    Hi! There is an important offers for you. http://bit.ly/2JY9Hee

    ... Август 21st, 2018

Оставить комментарий