Мертвые души

Открытый урок. Конкурс «Учитель года 2015» (муниципальный тур)

Тема урока: Галерея образов помещиков в поэме Гоголя «Мёртвые души». Коробочка, Ноздрёв и Собакевич.Какие же грехи опутали наших героев?


Мёртвые души

Цель:

Изучить главы поэмы «Мёртвые души», посвящённые «небокоптителям», понять, какие же грехи опутали наших героев?

Задачи:

  • дать представление о своеобразном подходе Гоголя к изображению помещиков в поэме;

  • формировать умение работать с авторским текстом, находить наиболее важные детали;

  • формировать умение строить связный рассказ о персонаже на основе анализа текста;

  • развивать у учащихся интерес к чтению, эстетический вкус, закрепить умение обобщать материал групп, использовать диалог культур.

Оборудование урока: оформленный стенд, доска, мультимедийный проектор, презентация, фрагменты из телесериала по поэме Гоголя «Мёртвые души» режиссёра М. Швейцера, музыка, расставленные особым образом парты, литературный магазин.

Технологии: групповая технология, проблемное обучение, игровые технологии, компьютерные информационно-коммуникативные технологии.

Методы: групповая работа, эвристическая беседа, индивидуальные выступления.

Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то…какой огромный, какой оригинальный сюжет. Какая разнообразная куча!? Вся Русь явится в нем!

Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого!

Н.В.Гоголь

«Мёртвые души» — это галерея застывающих, стареющих, теряющих жизненные соки душ.

Ю.М.Лотман

Ход урока

1.Слово учителя. 3 минуты

Гоголь стремился показать страшный лик российской действительности, воссоздать «Ад» русской современной жизни, «Царство мёртвых душ». Назвав свое произведение «Мертвыми душами», Гоголь указывал на нищенство, опустошенность и мелочность душ русских помещиков. Душа человека бессмертна и невидима — Гоголь демонстрировал людям, во что может превратиться внутренний мир человека, чтобы люди испугались и постарались спастись, вернуть себе живые человеческие души. Николай Васильевич создает ряд образов мелких помещиков, и в основе каждого из образов помещиков – поврежденная, искаженная душа человека. Чем же она искажена?

Для Василия Васильевича Розанова (писателя, философа конца19-нач 20 века) все герои поэмы- мертвецы, «куклы, жалкие и смешные», плод «великого, но пустого и бессмысленного мастерства», автор представлялся ему «архиереем мертвечины», злым гением, чуть ли не антихристом.

Владимир Владимирович Набоков видел в персонажах первого плана, группирующихся вокруг Чичикова, недочеловеков, порождение потустороннего, дьявольского мира.

Тем не менее, писатель не хотел создавать карикатуры и чудовища, он создавал людей отнюдь не мерзких. Когда Гоголь читал отрывки из поэмы Пушкину, поэт произнёс: «Боже, как грустна наша Россия!» И это изумило Гоголя: «С этих пор я уже стал думать только о том, как бы смягчить то тягостное впечатление, которое могли воспроизвести «Мёртвые души».

Гоголь создал в «Мёртвых душах» «типовые модели» разных вариантов огрубления, опошления человеческой души. Чья точка зрения близка вам? Какие же грехи опутали наших героев?

«Чем более я обдумываю мое сочинение,- писал Н.В.Гоголь по поводу “Мертвых душ”, — тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатались истинно русские, коренные свойства наши”.

Чтобы ответить на эти вопросы, продолжаем работу в группах.

2.Работа по группам (3 группы) 10 минут

  • - Самостоятельное чтение фрагментов поэмы по плану с последующими выводами о типичных чертах характера помещиков.
  • - Инсценировка диалогов Чичикова с помещиками по поводу купли-продажи мёртвых ревизских душ крестьян.

1 группа:Образ Коробочки.3 глава. Выявление особенностей образа Коробочки в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.


коробочка

План.

1.Описание имения.

2.Портрет. Характеристика героя. (Символическая деталь портрета).

3.Члены семьи.

4.Отзыв о знакомых.

5. Манера речи и обращение с Чичиковым.

6. Описание обеда.

7.Описание кабинета. Интерьер. Символическая деталь интерьера. Цвет.

8. Разговор о продаже мертвых душ.

9. Ведущая черта характера.

10. Оценка автором своего героя.

Инсценировка.

2 группа: Образ Ноздрёва. 4 глава. Выявление особенностей образа Коробочки в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.

План.

1.Описание имения.

2.Портрет. Характеристика героя. (Символическая деталь портрета).

3.Члены семьи.

4.Отзыв о знакомых.

5. Манера речи и обращение с Чичиковым.

6. Описание обеда.

7.Описание кабинета. Интерьер. Символическая деталь интерьера. Цвет.

8. Разговор о продаже мертвых душ.

9. Ведущая черта характера.

10. Оценка автором своего героя.

Инсценировка.

3 группа: Образ Собакевича.5 глава. Выявление особенностей образа Коробочки в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.

План.

1.Описание имения.

2.Портрет. Характеристика героя. (Символическая деталь портрета).

3.Члены семьи.

4.Отзыв о знакомых.

5. Манера речи и обращение с Чичиковым.

6. Описание обеда.

7.Описание кабинета. Интерьер. Символическая деталь интерьера. Цвет.

8. Разговор о продаже мертвых душ.

9. Ведущая черта характера.

10. Оценка автором своего героя.

Инсценировка.

Когда ребята начинают выступать, я показываю презентацию со слайдами с изображением именно тех помещиков, о которых идёт выступление.

3.Выступление 1 группы (глава 3 Коробочка) 5 минут

Типичные черты характера:

- хозяйственность;

-бережливость;

-скупость;

-тупость;

-бестолковость;

-суеверие;

-религиозность;

-ограниченность.

-дубиноголовость,

-мелочная хлопотливость,

-невежественность,

-скопидомство (бережливость до скупости)

4.Выступление 2 группы (глава 4 Ноздрев) 5 минут

 

Ноздрев

 

Типичные черты характера:

-любовь к кутежам, к карточным играм, к дракам;

-хвастовство;

-бесхозяйственность;

- наглость.

- безалаберность,

- ярмарочный героизм.

5.Выступление 3 группы (глава 5 Собакевич) 5 минут

 

Собакевич

 

Типичные черты характера:

-деловитость;

-хозяйственность;

-жадность;

-невежественность;

-грубость;

-недоверчивость;

-недоброжелательность к людям;

-склонность к обжорству,

- кулачество,

- человеконенавистничество,

- мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки),

- прижимистость.

6. Аналитическая беседа с классом, выявление проблем урока.8 минут

-Почему Гоголь расположил главы поэмы именно в таком порядке?

Гоголь делит героев на «расточителей» и «накопителей».

Манилов –«расточитель», Коробочка – «накопитель», Ноздрев – «расточитель», Собакевич – «накопитель».

Гоголь представляет нам помещиков с двумя типами характеров:

1) полное окаменение и абсолютное отсутствие развития,

2) герои «с развитием, изменяющиеся, (т.е. их мертвенность неабсолютная)

1 ТИП. Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич представляют собой первый тип. Гоголь ни одному из помещиков этой группы не дает истории жизни: мы застаем их такими, какими они уже стали. Писатель подчеркивает, что у них нет прошлого, которое бы принципиально отличалось от настоящего и что-то в нем объясняло. Мы знаем, что Манилов служил, вышел в отставку и всегда был таким, как сейчас. О Коробочке сообщено, что у нее был муж, который любил, чтобы ему на сон грядущий чесали пятки. Ноздрев тот же «в 35 лет был таков же совершенно, каким был в 18 и 20». О Собакевиче известно, что он за 40 лет ни разу не болел и что отец его был еще здоровее и сильнее. Литературоведы выделяют общую для всех помещиков этой группы черту -МАРИОНЕТОЧНОСТЬ, объясняя такое сравнение подменой души каким-то неведомым механизмом, заставляющим куклу совершать движение.

2 ТИП. Второй тип характеров галереи помещиков противостоит первому – мы наблюдаем эволюцию душ героев, несмотря на то, что она, по сути, приводит их обоих к духовному краху. Это Плюшкин и Чичиков.

Читая поэму «Мертвые души», мы наблюдаем единую схему изображения всех помещиков, с которыми Чичиков ведет разговор о мертвых душах. Также можно отметить постепенность душевной деградации помещиков по мере знакомства с ними читателя. Такая картина создает у читателя довольно тяжелое эмоциональное ощущение от символических ступеней, по которым душа человека движется в ад.

Не случайно Гоголь в своем произведении размышляет о человеческой душе так драматично.

«« Мертвые души» потрясли Россию, — писал А.И. Герцен.- Портреты его хороши, жизнь сохранена во всей полноте, не типы отвлеченные, а добрые люди, которых каждый из нас видел сто раз».

7.Слово учителя.

Отвечаем на прежде поставленный вопрос: чем искажена душа помещиков? Какими они могли бы быть людьми, если бы не произошло искажения?

1. «Кулак» Собакевич по внешности (спина «как у вятских приземистых лошадей», ноги, «походившие на чугунные тумбы»), и окружающей обстановке являет черты прежнего богатырства;

2.Ставшая «дубинноголовой», Коробочка олицетворяет изначальную хозяйственность и предусмотрительность;

3. Мечтательность и доброта переросли в пустое фантазерство у Манилова;

4. Бесшабашная удаль до неузнаваемости исказилась у Ноздрева, бессовестного лгуна и бездельника.

Гоголь приводит нас к мысли о том, что каждый порок человека берет начало в искаженной добродетели. Во втором томе поэмы, соответствующем «Чистилищу» Данте, Гоголь хотел показать возможность нравственного перерождения человека, пробуждение его души, но не успел довершить свой труд, и до нас дошли лишь неполные черновики второго и третьего томов поэмы. Читаем мы и изучаем поэму Гоголя не случайно, а для того чтобы однажды тоже не увидеть в зеркале, в своём отражении, «оскотинившееся лицо», ведь не делая добра людям, не думая о других, рано или поздно какая-то наша «добродетель» может исказиться и мы можем стать такими же, как Коробочка, Ноздрёв и Собакевич.

8. «Литературный магазин»7 минут

А сейчас я предлагаю немного поиграть, но эта игра интеллектуальная и для внимательных и вдумчивых читателей-покупателей. На первом столе лежат разные предметы. Я предлагаю вам их купить за «5», если вы угадаете, к какому персонажу они относятся, и расскажите об этой вещи подробно. На столе лежат следующие вещи: сабля, барабан, шкатулка, карты, пестрядевый мешочек, чулок, блюдо с пирожками, блюдо с ватрушками, книга с закладкой на 14 странице, собачка, купчая, перевязанная розовой ленточкой.

Итоги урока. Выставляю оценки.

- Чичиков заезжает еще к одному помещику. Почему сегодня мы не говорили о нем? (Создание проблемной ситуации для работы на следующем уроке.)

9. Домашнее задание.3 минуты

Прочитать главу 6 и проанализировать по плану ,1 и 11.

Индивидуальные задания: 1)подготовить сообщение на тему «Почему Собакевич расхваливает мёртвых крестьян»? 2) подготовить сообщение на тему «Какое отношение к действию поэмы имеет история капитана Копейкина»? 3) подготовить сообщение на тему «Что подсказало Гоголю сюжет «Повести о капитане Копейкине»?

Запись была размещена в Понедельник, 11 Май 2015 в 10:37 дп в рубрике Н.В.Гоголь. Вы можете подписаться на тему через RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий, или трэкбэк со своего сайта.

Оставить комментарий