Дружба в жизни Печорина

 Печорин

Вы говорите, что он — эгоист?

 Но разве он не презирает и не ненавидит себя за это?

 Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной?

 Нет, это не эгоизм…

В.Г. Белинский

Открытый урок

Литература. 9 класс

Цель урока: воспитывать духовно-нравственного человека на примере ценностей и нравственных и безнравственных поступков, изображённых в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Задачи:

1.осуществить метапредметные связи литературы, основ православной культуры, музыки и киноискусства;

2.раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои романа;

3.формировать отношение к событиям и героям романа, их оценку;

4.выявить роль художественных средств и языка произведения в изображении внутреннего мира героев, раскрытие авторского замысла;

5.развивать речь учащихся за счёт развёрнутых аргументированных ответов, лексический запас слов, умение сопоставлять характеры и поступки героев;

6.воспитывать чувство сострадания, любовь, понимание  к ближнему, умение быть внимательным и открытым другим людям.

 

    Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. 
    И то и другое будет ложно. 
    М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.

 Технология урока: проблемное обучение, групповые технологии, компьютерные информационные технологии обучения.

Методы: эвристическая беседа, работа в группах.

Оборудование урока: оформленная магнитная  доска, школьная доска, эпизоды из кинофильма, слайд-презентация, художественный текст- роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», Библия, высказывания великих о доброте и милосердии, музыка Эдуарда Артемьева.

Это 3 урок по роману.

Ход урока.

1.Приветствие.Слово учителя.

«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление» — так заканчивает своё предисловие  к «Журналу Печорина» будто бы рассказчик, который узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии , умер, и очень обрадовался этому известию, так как это дало ему право напечатать  «сердечные тайны человека, которого он никогда не знал». Это было в 1838-1840 годах, а нас эта «история души человеческой»  интересует до сих пор, мало того, кажется, будто написана про многих из нас.

Почему «история души человеческой, даже мелкой» едва не полезнее истории целого народа? Почему Печорин, такой красивый, богатый, успешный несчастлив? Почему никто не помог ему найти счастье в жизни? В чём дело?

По своему типу роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение центростремительное. В центре системы его художественных образов находится один персонаж – Григорий Александрович Печорин, все остальные герои располагаются вокруг него, помогая раскрытию этого характера.
На протяжении всего романа автор сопоставляет Печорина с другими персонажами произведения, формируя из них пары. Это помогает Лермонтову отчетливее и полнее показать характер «героя времени», высветить все нюансы его противоречивой натуры. Так, в романе мы встречаем следующие пары:

  • Печорин — Максим Максимович («антипод»),
  • Печорин — Грушницкий («пародия»),
  • Печорин — Вулич («фаталист»),
  • Печорин-Вернер («друг).

Давайте вместе разберёмся: ПОЧЕМУ????

2.Работа в группах. “Французские мастерские».4 группы по 6 человек.Учащиеся получают задание и начинают работать, читают вопросы, текст романа, отвечают на вопросы коллективно, письменно в тетрадь под диктовку или организатора или генератора идей в группе, готовят защиту, выступление, поднимают руку, если нужна консультация учителя или готовы к защите.

Печорин

1-я группа. Печорин и Максим Максимыч

  1. Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?
  2. Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
  3. Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?

Печорин

2-я группа. Печорин и Грушницкий

  1. Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?
  2. Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?
  3. Какова композиционная роль образа Грушницкого?

3-я группа. Печорин и Вернер

  1. Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
  2. Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
  3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

Печорин

4-я группа. Печорин и Вулич

  1. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
  2. Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вуличвсе-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции?
  3. Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?

    4.Защита, выступление групп. Ребята делают выводы по своим двойникам.

Кем являлся Максим Максимыч для Печорина?

Зачем введён образ Грушницкого? Кто он по отношению к Григорию Печорину?

Вернер был ли другом для Печорина?

Что восхищало Печорина в Вуличе? Что оттеняет в Печорине Вулич?

5.Выводы в виде кластера изображены на доске.

Перерисовываем в тетрадь  и обсуждаем.

В результате сочетания в романе многих новаторских приемов:

нехронологической композиции,

приема исповеди,

«парного сравнения» героев

перед нами встает фигура трагическая, страдающая, живущая сложной духовной жизнью, страстно жаждущая обновления: «я чувствую в душе моей силы необъятные…»; «…а все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!»
Однако мы видим, что всеми обстоятельствами жизни (социально-историческими и личными) Печорин обречен на бездействие.    Безусловно, этот персонаж — герой своего времени, времени сомнений и скептицизма. Лермонтов показывает нам, что в условиях 30-40-ых годов 19 века любые усилия личности на пути к самореализации оказывались бесполезными, а отношения личности и общества — антагонистическими.
Конфликт Печорина с аристократической средой, к которой он принадлежал, очевиден с первых страниц романа, как очевидно его глубокое презрение к обществу, превращающему человека в нравственного калеку. «И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой…» — говорит Григорий Александрович княжне Мери, слагая эпитафию своей полумертвой душе.
Духовное и интеллектуальное превосходство героя над миром, в котором он вынужден жить, выливается в форму неприятия этого мира, а самой главной чертой характера Печорина становится индивидуализм и эгоизм: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия». 
    Эти качества, как мы убеждаемся на протяжении всего романа, не приносят герою ни счастья, ни удовлетворения. Печорин честно осознает свои пороки, и его самый суровый нравственный суд обращен на себя самого: «Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая…» 
    Вообще, в «Герое нашего времени» впервые в русской литературе появляется персонаж, сознательно ставящий перед собой главные вопросы человеческого бытия — о смысле жизни человека и о своем назначении на земле. Так, в ночь перед дуэлью с Грушницким Печорин рассуждает: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей, пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел, тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни».

Но что же это? Ответ на вопрос дает нам сам Печорин: «Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли…» Честолюбие, жажда власти, желание подчинить своей воле окружающих овладевают душой Печорина, который «из жизненной бури… вынес только несколько идей — и ни одного чувства». Вопрос о смысле жизни остается в романе открытым.

Отсутствие цели в жизни — в этом один из главных источников трагедии Печорина, поэтому мелки его поступки, пуста и бесплодна его кипучая деятельность. Тоскуя по гармонии человеческих отношений, душа этого героя жаждет света и добра, но не находит себе приюта в мире дисгармонии, социального и духовного рабства. Единственно возможная форма самореализации, которая доступна Печорину, — это неприятие обстоятельств, противостояние им и самопознание. Очень верно отметил В.Г. Белинский, что в герое Лермонтова «есть тайное сознание, что он не то, чем самому себе кажется…».
Считается, что Печорин — один из вариантов русского «лишнего человека», уже известного по роману Пушкина «Евгений Онегин». Но в отличие от этого персонажа, в Печорине отразилось другое время и другие, принципиально важные, черты – развитие личностного и общественного самосознания, рефлексия, желание понять причины своих несчастий, чтобы оставить потомкам хотя бы этот «горестный анализ».

Григорий Александрович Печорин  — человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе «силы необъятные», но на совести его много зла. Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет «роль топора в руках судьбы», «необходимого действующего лица всякого пятого акта». Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы. «Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж Бог знает!»

Выводы урока могут быть оформлены в виде опорной схемы.

Печорин

5.Заключение урока. Рефлексия. Почти все время, на протяжении урока, звучит музыка Эдуарда Артемьева из кинофильмов :«Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви».

На что наталкивает нас музыка, куда она проникает, как она помогает?

На какие заповеди мы должны сегодня обратить внимание? На какие ценности в жизни? На магнитной доске вывешены заповеди блаженства, на столе лежит Библия.

 

6.Домашнее задание Напишите сочинение –размышление на тему «Печорин –герой своего времени или он вне времени?»

1-я группа. Печорин и Максим Максимыч

  1. Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?
  1. Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
  2. Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?

2-я группа. Печорин и Грушницкий

  1. Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?
  1. Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?
  2. Какова композиционная роль образа Грушницкого?

3-я группа. Печорин и Вернер

  1. Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
  1. Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
  2. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

4-я группа. Печорин и Вулич

  1. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
  1. Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вуличвсе-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции?
  2. Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?

1-я группа. Печорин и Максим Максимыч

  1. Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?
  1. Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
  2. Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?

2-я группа. Печорин и Грушницкий

  1. Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?
  1. Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?
  2. Какова композиционная роль образа Грушницкого?

3-я группа. Печорин и Вернер

  1. Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
  1. Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
  2. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

4-я группа. Печорин и Вулич

  1. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
  1. Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вуличвсе-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции?

Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?

Запись была размещена в Пятница, 27 Март 2015 в 12:36 пп в рубрике М.Ю.Лермонтов. Вы можете подписаться на тему через RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий, или трэкбэк со своего сайта.

Оставить комментарий