«Железная дорога» Н.А.Некрасов

doroga

Альберт Эйнштейн говорил: “Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее”.

 Цели: изучить подробно стихотворение «Железная дорога» Н.А.Некрасова; произведения живописи, посвящённые проблемам, поднятым в стихотворении; создать свои иллюстрации. Задачи:

• показать отношение Некрасова к людям труда и их угнетателям; помочь слушателям представить картины и людей, в ней изображаемых; рассказать о картине К.А.Савицкого , рассмотреть иллюстрацию И.С.Глазунова , оценить мои иллюстрации к стихотворению Некрасова

• развивать эстетические чувства и эмоции, творчество;

• воспитывать патриотизм и любовь к художественной литературе, чтению, живописи.  

Планируемые результаты:

• личностные: осознание мною задач проекта и стремление их выполнить;

• метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, высказывать свое мнение, владеть практическими умениями;

• предметные: развитие умения увидеть и написать образы в художественной литературе,в живописи.

Развитие универсальных учебных действий:

  • познавательные: умение анализировать художественный текст в единстве формы и содержания, выделять авторскую позицию, выразительно читать наизусть;
  •  регулятивные: умения управлять своей деятельностью (постановка и формулирование цели, планирование последовательности деятельности); контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности;
  •  личностные: осознать необходимость изучения данного материала, его дальнейшего применения;
  •  коммуникативные: умения общаться и взаимодействовать в парах, извлекать информацию из различных источников; владеть различными видами речевой и художественной деятельности. 

План.

1.Краткая биография Н.А.Некрасова.

2.История создания стихотворения «Железная дорога». Художественный анализ текста произведения.

3.Иллюстрации и картины выдающихся русских художников к стихотворению Н.А.Некрасова.

4.Мои иллюстрации к стихотворению.

5.Содружество искусств (выводы).

6.Список литературы.

7. Приложение.

Вступление. Почему я выбрала эту тему?

В школьную программу входит изучение произведения Николая Алексеевича Некрасова «Железная дорога». Когда мы читали это стихотворение в классе, слушали учителя, друг друга, у меня появился интерес к этому произведению. На втором уроке мы смотрели презентацию об истории строительства Николаевской железной дороги и рассматривали картину К.А. Савицкого, репродукция которой есть в учебнике. Меня ещё больше заинтересовало это произведение, и я выучила его наизусть полностью – все четыре части. Мне ужасно жалко строителей — героев стихотворения Н.А.Некрасова. Я ездила по этой железной дороге из Москвы в Петербург с родителями этим летом, смотрела в окошко купе и радовалась красоте нашей природы. И вот ,прочувствовав всё содержание стихотворения и пропустив его через себя, мне захотелось написать свои иллюстрации. Две из них я подарю своему учителю литературы – Хмелевской Светлане Анатольевне – на память, а другие родителям.

Я лиру посвятил народу своему.

Н.А.Некрасов

1.Краткая биография Н.А.Некрасова Некрасов Николай Алексеевич – великий русский поэт, писатель, публицист, признанный классик мировой литературы. Родился 28 ноября (10 октября) 1821 года в семье мелкопоместного дворянина в местечке Немиров Подольской губернии. Кроме Николая Некрасова в семье было еще 13 детей. Отец Некрасова был человеком деспотичным, что оставило след на характере и дальнейшем творчестве поэта. Первым учителем Николая Некрасова была его мать, женщина образованная и прекрасно воспитанная. Она привила поэту любовь к литературе и русскому языку. В период с 1832 — 1837 года Н.А.Некрасов учился в Ярославской гимназии. Учеба давалась Некрасову тяжело, он часто прогуливал занятия. Тогда же начал писать стихи. В 1838 году отец, который всегда мечтал о военной карьере для сына, отправил Николая Некрасова в Петербург для определения в полк. Однако Н.А.Некрасов решил поступать в университет. Вступительные экзамены поэту сдать не удалось, и в последующие 2 года он был вольнослушателем на филологическом факультете. Это противоречило воли отца, поэтому Некрасов остался без всякой материальной поддержки с его стороны. Бедствия, с которыми столкнулся Николай Алексеевич Некрасов в те годы, нашли отражение в его стихах и неоконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Понемногу жизнь поэта улучшилась, и он решил выпустить свой первый сборник стихотворений «Мечты и звуки». В 1841 году Н.А.Некрасов начал работу в «Отечественных записках». В 1843 году происходит знакомство Некрасова с Белинским, что послужило появлению реалистических стихотворений, первое из которых «В дороге» (1845 год), и публикации двух альманахов: «Физиология Петербурга» (1845 год) и»Петербургский сборник» (1846 год).В период с 1847 по 1866 года Николай Алексеевич Некрасов является издателем и редактором журнала «Современник», в котором печатаются лучшие революционно-демократические произведения того времени. В этот период Некрасов написал лирические стихотворения, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках («На улице», «О погоде»), о судьбе народа («Несжатая полоса», «Железная дорога» и др.), о крестьянской жизни («Крестьянские дети», «Забытая деревня», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.). В 1850-60-х, во время крестьянской реформы, поэт создает «Поэт и гражданин», «Песня Еремушке», «Размышления у парадного подъезда», поэму «Коробейники». В 1862 году, после ареста лидеров революционной демократии, Н.А.Некрасов побывал в Грешневе. Так появилась лирическая поэма «Рыцарь на час» (1862 год). В 1866 году «Современник» был закрыт. Некрасов приобрел право на издание журнала «Отечественные записки», с которым были связаны последние годы его жизни. В эти годы поэт пишет поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-76 года), поэмы о декабристах и их женах («Дедушка» (1870 год); «Русские женщины»(1871-72 года), сатирическая поэма «Современники» (1875 год). В 1875 году Некрасов Н.А. тяжело заболел. Врачи обнаружили у него рак кишечника, а сложные операции не дали желаемого результата. Последние годы жизни поэта охватили элегические мотивы, связанные с утратой друзей, осознанием одиночества, тяжелой болезнью. В этот период появляются произведения: «Три элегии»(1873 год), «Утро», «Уныние», «Элегия» (1874 год), «Пророк» (1874 год), «Сеятелям» (1876 год). В 1877 году создан цикл стихов «Последние песни». 27 декабря 1877 (8 января 1878) года в Петербурге скончался Николай Алексеевич Некрасов. Тело поэта было захоронено в Петербурге на Новодевичьем кладбище.

2. История создания стихотворения «Железная дорога». Художественный анализ текста произведения. В основу произведения положены факты, связанные со строительством в 1842—1852 гг. Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург. При создании стихотворения Некрасов опирался на материалы журнальных и газетных публикаций, посвященных тяжелому положению строителей железных дорог в России (об этом, например, писал Н. А. Добролюбов в статье «Опыт отучения людей от пищи», 1860 и В. А. Слепцов в цикле очерков «Владимирка и Клязьма», 1861), а также на свидетельства людей, принимавших непосредственное участие в строительстве Николаевской железной дороги. Одним из них был близкий знакомый поэта инженер В. А. Панаев, который рассказывал: «Землекопы преимущественно нанимались в Витебской и Виленской губерниях из литовцев. Это был самый несчастный народ на всей русской земле, который походил скорее не на людей, а на рабочий скот, от которого требовали в работе нечеловеческих сил без всякого, можно сказать, вознаграждения». В «Железной дороге» представлено широкое полотно народной жизни. Но этим не ограничивается содержание произведения. В нем отразились раздумья поэта о судьбе народа, его прошлом, настоящем и будущем. Это во многом определило сложную образно-художественную структуру стихотворения, в которой слились в органическом единстве приметы многих поэтических жанров, уже использовавшихся в поэзии Некрасова: пейзажные зарисовки, народная песня, причитание, сказка, невзначай подслушанный дорожный разговор, сатира. Разнообразна и звуковая тональность стихотворения. В голосе лирического героя звучат то восторженные ноты при созерцании восхитительных картин лунной ночи, мелькающих за окнами вагона, то скорбные интонации при виде бедственного положения рабочих-строителей, то бодрая уверенность в несокрушимые силы народа, то горькая ирония при описании «отрадной картины», венчающей окончание строительства железной дороги. «Железная дорога» — произведение во многом полемическое. Автор стремится опровергнуть лживое утверждение генерала о том, что дорогу построил граф Клейнмихель, и убедительно доказал, что истинным создателем ее и творцом всего прекрасного, созданного человечеством, является народ. Да и сами строители понимают это и гордятся плодами своего труда. Это понимание сближает автора и строителей-мужиков, которые не проклинают ими созданного, хотя, кажется, и могли бы — ведь «по бокам-то всё косточки русские». Им совсем не безразлично и то, что будет после них. «В ночь эту лунную / Любо нам видеть свой труд», — поют они. И совсем по-мужицки вторит строителям рассказчик. Понятия «труд» и «железная дорога» в стихотворении наполнены разным содержанием: это и воплощение созидательного народного труда, и символ тяжкой, каторжной работы, и основа для построения будущей счастливой жизни, что лишний раз говорит о близости взглядов автора-повествователя и народа. Как и в других своих произведениях, Некрасов в «Железной дороге» поет гимн героизму народа, вынесшему на своих плечах всю тяжесть неимоверного труда, и верит, что люди в конце концов сумеют проложить дорогу к счастью и, одновременно, не может не видеть их рабского долготерпения. В том, какая из этих двух составляющих — героизм или безропотная покорность — победит в народе, у Некрасова не вызывало сомнения. Только, по его мнению, народ еще не скоро сможет проторить «широкую, ясную» дорогу к новой жизни. Отсюда и его пронизанные горечью и печалью слова, обращенные к Ване: «Жаль только — жить в эту пору прекрасную / Уж не придется ни мне, ни тебе». Слишком уж темен и забит народ и очень нескоро сумеет он пробудиться от оцепенения и заявить о своих правах на достойное существование, о чем свидетельствует заключительная часть стихотворения. И все-таки «Железная дорога» — произведение оптимистическое, так как оно звало к преобразованию жизни и было обращено не только к случайному попутчику Ване, а ко всему молодому поколению 1860-х годов, которое только что пережило гонения и преследования. Некрасов призывал молодых людей не терять веру в народ, в конечную победу идеалов добра и справедливости, которая хотя и не скоро, но обязательно должна наступить. 2.1. . Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Жанрово-композиционная структура его сложна. Построено оно в форме разговора пассажиров, условным попутчиком которых является сам автор. Основная тема – раздумья о тяжелой, трагической судьбе русского народа. Некоторые исследователи называют «Железную дорогу» поэмой, синтезирующей элементы различных жанровых форм: драмы, сатиры, песни и баллады. 2.2. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

«Железная дорога» открывается эпиграфом – разговором Вани с отцом о том, кто строил железную дорогу, по которой они едут. На вопрос мальчика генерал отвечает: «Граф Клейнмихель». Затем в действие вступает автор, который вначале выступает как пассажир-наблюдатель. И в первой части мы видим картины России, прекрасный осенний пейзаж:

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор! —
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Пейзаж этот создан в русле пушкинской традиции:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей…

Эти зарисовки выполняют в сюжете произведения функцию экспозиции. Лирический герой Некрасова восхищается красотой скромной русской природы, где все так хорошо: и «морозные ночи», и «ясные, тихие дни», и «моховые болота», и «пни». И как будто мимоходом он замечает: «Нет безобразья в природе!». Тем самым подготавливаются антитезы, на основе которых построено все стихотворение. Так, прекрасной природе, где все разумно и гармонично, противопоставляет автор те безобразия, которые творятся в человеческом обществе.

И это противопоставление мы имеем уже во второй части, в речи лирического героя, обращенной к Ване:

Труд этот, Ваня, был страшно громаден —
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Оппонируя генералу, он открывает мальчику правду о строительстве железной дороги. Здесь мы видим завязку и развитие действия. Лирический герой говорит о том, что многие рабочие были обречены на смерть на этом строительстве. Далее мы видим фантастическую картину:

Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные…
Что там? Толпа мертвецов!

Как отмечает Т.П. Буслакова, «реминисцентным источником этой картины является сцена танца «тихих теней» в балладе В.А. Жуковского «Людмила» (1808):

«Чу! в лесу потрясся лист.
Чу! в глуши раздался свист.

Слышат шорох тихих теней:
В час полуночных видений,
В доме облака, толпой,
Прах оставя гробовой,
С поздним месяца восходом
Легким, светлым хороводом
В цепь воздушную свились…

По смыслу два близких… эпизода полемичны. У Некрасова художественной целью становится стремление не только представить доказательства, в отличие от Жуковского, «ужасающей» правды, но пробудить совесть читателя.[138 — Буслакова Т.П. Русская литература XIX века. Учебный минимум для абитуриента. М., 2005, с. 253–254.]. Далее образ народа конкретизируется у Некрасова. Из горькой песни мертвецов мы узнаем об их несчастной судьбе:

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
Все претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!

Далее картина еще более конкретизируется и нагнетаются мрачные, ужасающие впечатления: мы видим детализированный портрет одного из персонажей:

…Волосом рус,
Видишь, стоит изможден лихорадкою,
Высокорослый, больной белорус:
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;
Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь день…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!

Здесь же лирический герой обозначает свою позицию. В призыве, обращенном к Ване, он раскрывает свое отношение к народу. Огромное уважение к труженикам, «братьям», к их подвигу звучит в следующих строках:

Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

И заканчивается вторая часть на оптимистической ноте: лирический герой верит в силу русского народа, в его особенную судьбу, в светлое будущее:

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет все, что господь ни пошлет!

Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.

Эти строчки являются кульминационными в развитии лирического сюжета. Образ дороги здесь приобретает метафорический смысл: это особый путь русского народа, особый путь России. Третья часть стихотворения противопоставлена второй. Здесь отец Вани, генерал, высказывает свои взгляды. По его мнению, русский народ – «варвары», «дикое скопище пьяниц». В отличие от лирического героя, он настроен скептически. Антитеза присутствует и в содержании самой третьей части. Здесь мы встречаем реминисценцию из Пушкина: «Или для вас Аполлон Бельведерский Хуже печного горшка?». Генерал здесь перефразирует пушкинские строки из стихотворения «Поэт и толпа»:

Тебе бы пользы всё – на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нем не зришь.
Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?
Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь.

Однако «в полемику с Пушкиным вступает сам автор. Для него неприемлемы поэзия, содержание которой – «звуки сладкие и молитвы»…, и роль поэта-жреца. Он готов «Давать… смелые уроки», броситься в битву ради народной «пользы»[139 — Там же, с. 255.]. Четвертая часть представляет собой бытовую зарисовку. Это своеобразная развязка в развитии темы. С горькой иронией, сатирически лирический герой рисует здесь картину окончания трудов. Рабочие ничего не получают, потому что каждый «подрядчику должен остался». И когда тот прощает им недоимку, то это вызывает бурное ликование в народе:

      Кто-то «ура» закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:
С песней десятники бочку катили…
Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей – и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…
Кажется трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?

В этой части также присутствует антитеза. Подрядчик, «почтенный лабазник», десятники противопоставлены здесь обманутому, терпеливому народу. 2.3 Особенности композиции произведения. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

Композиционно произведение делится на четыре части. Оно написано четырехстопным дактилем, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («ядреный воздух», «в пору прекрасную»), метафору («Вынесет все – и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе…»), сравнение («Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит»), анафору («Едет подрядчик по линии в праздник, Едет работы свои посмотреть»), инверсию «Эту привычку к труду благородную»). Исследователи отмечали многообразие лирических интонаций (повествовательную, разговорную, декламационную) в стихотворении. Однако все они окрашены песенной тональностью. Сцена с изображением мертвецов приближает «Железную дорогу» к балладному жанру. Первая часть напоминает нам пейзажную миниатюру. Словарь и синтаксис произведения нейтральны. Анализируя фонетический строй произведения, отметим наличие аллитерации («Листья поблекнуть еще не успели») и ассонанса («Всюду родимую Русь узнаю…»).

2.4 Значение стихотворения для всего творчества поэта… Стихотворение «Железная дорога» было очень популярно среди современников поэта. Одна из причин того – искренность и горячность чувств лирического героя. Как отмечал К. Чуковский, «у Некрасова… в «Железной дороге» и злоба, и сарказм, и нежность, и тоска, и надежда, и каждое чувство огромно, каждое доведено до предела…»[140 — См.: Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М., 1955.] Н.А.Некрасов – поэт, чья популярность в свое время затмила популярность самого Пушкина. Во многом это объясняется тем, что основной темой своей поэзии Некрасов сделал народ, его горькую долю, многострадальную судьбу: «Я лиру посвятил народу своему». Некрасов – человек своего времени. Никто, кроме него, не смог выразить с такой силой главную тревогу эпохи – тревогу за судьбу своей страны, которая понималась как судьба многомиллионного народа. Какой бы стороны жизни ни коснулся поэт, везде он видел людские страдания и слезы, несправедливость и жестокость по отношению к народу, будь то городская улица, больница для бедняков, железнодорожная насыпь или несжатая полоса за деревней.  

3. Картины и иллюстрации выдающихся художников к стихотворению Н.А.Некрасова «Железная дорога».

d1

Что ни говори, а следует показать иностранцам жизненность и значение России, искусство же будет лучшим выражением этой интеллектуальной силы… Савицкий К.А.

3.1.Стихотворение Н.А.Некрасова и картина К.А.Савицкого* «Ремонтные работы на железной дороге», 1874 г. Картина «Ремонтные работы на железной дороге» написана в тот же год, что и «Бурлаки» И.Е.Репина: обе картины близки по идейной направленности. Рассмотрим внимательно картину К.А.Савицкого, чтобы понять замысел художника (см. начало).

Значительную часть картины занимает огромная впадина, в которой движется в разных направлениях большая группа рабочих. Они на тачках везут песок. Большая часть их движется снизу на зрителя, что позволяет видеть предельное напряжение рабочих. На переднем плане это подчеркивает груда сломанных тачек, не выдержавших тяжести груза. В центре переднего плана картины – богатырски сложенный рабочий в сильном рывке выкатывает вперед свою тачку. Справа и слева от него даны фигуры, показывающие, что силы землекопов иссякают: пожилой рабочий, впрягшийся в лямку, не может вытянуть тачку, хотя ее подталкивает за ручки его товарищ. За грудой сломанных тачек то же предельное напряжение видим у юноши, с каким-то отчаянием везущего тачку; рядом худой, изможденный рабочий бессильно повис в лямке. С обеих сторон возвышаются насыпи железнодорожного полотна, как бы закрывающие выход рабочим из этого ада. Палящее солнце и буро-желтый песок всюду, где трудятся люди. Хорошо только вдали, в центре верхней части картины: там виднеется перелесок, зеленая трава и голубеет небо. Но выход в ту сторону преграждает резко очерченная фигура десятника с палкой в руке. Несмотря на то, что десятник дан некрупным планом, его фигура выделяется: поза неподвижна и спокойна. Подчеркнуто прямо стоит он, безучастно взирая на согнутые спины рабочих. Его одежда (красная рубаха, кафтан, сапоги, надвинутый картуз) опрятна, что контрастирует с одеждой рабочих, кое-как одетых в лохмотья. Колорит картины вызывает у зрителя то же впечатление, что и общая композиция, и усиливает идейную направленность картины Несомненно, что эта картина заставляет вспомнить известное стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога», написанное на целое десятилетие раньше:

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…

Но чем же отличается главная мысль стихотворения от идеи картины? Непоэтические на первый взгляд картины природы («кочи, и моховые болота, и пни») становятся прекрасными под волшебным «лунным сиянием», это части огромного «родимой Руси». В природе есть многое, что кажется некрасивым, но это наша Родина. И только от самого человека зависит, как он будет видеть свою родину: глазами любящего сына или критическим взором ценителя прекрасного. В жизни народа тоже есть много ужасного и уродливого, но, по мысли Некрасова, это не должно заслонять главного: созидательной роли простого труженика. Рассказчик именно после страшных картин подневольного труда предлагает Ване присмотреться внимательно к строителям железной дороги и учиться «мужика уважать». Поэт говорит о том, что этот труд совсем не удовольствие, он тяжел, уродует человека, но такой труд достоин уважения, так как он необходим. Осознание созидательной силы труда дает Некрасову веру в будущее. * Константин Аполлонович Савицкий (1845 – 1905) – активный участник «Товарищества передвижных художественных выставок». Его картины – яркий протест против войны («На войну», 1880), религиозного дурмана («Встреча иконы», 1878), эксплуатации простого народа («Ремонтные работы на железной дороге», 1874). Родился в Таганроге в семье военного врача. Учился в Петербургской Академии Художеств, где был одним из лучших учеников. В 1871 году за отличное исполнение картины на библейский сюжет «Каин и Авель» он получил золотую медаль. Творческий стиль художника формировался под влиянием дружбы с И.Е.Репиным, И.Н.Крамским, М.М.Антокольским, с которыми Савицкий сблизился в Академии Художеств, идей передвижничества. В 1874 году на III передвижной выставке художник представил картину «Ремонтные работы на железной дороге», сделавшую имя автора широко известным. Одно из наиболее значительных произведений художника отражает целое явление современной ему жизни, где главными героями становятся простые люди. Мастерски выстроенная многофигурная композиция прекрасно передает свойственное позднему творчеству художника «хоровое начало», ритм и напряженность тяжелейшего труда крестьян, работающих поленщиками на строительстве железной дороги. Замыслу вторит и колорит картины, строящийся на тональном единстве серых, желтых, сине-серых, коричневых красок. П.М.Третьяков приобрел ее для своей галереи, на вырученные от продажи деньги молодой художник смог выехать во Францию, где Савицкий изучал опыт французских живописцев, работал над проблемой пленэра («Море в Нормандии (Рыбак в беде)», 1875; «Путешественники в Оверни», 1876). Вернувшись в Россию, в последующие годы художник создал несколько многофигурных картин «Встреча иконы» и «На войну», которые явились его откликом на события, связанные с начавшейся в 1877 году русско-турецкой войной. Главной темой этих полотен стала судьба крестьянства, видимо в связи с этими работами Савицкого позднее назовут «Некрасовым в живописи». Более 20 лет он отдал педагогической деятельности, работая в художественных училищах Петербурга, Москвы, Пензы. В 1897 году ему было присвоено звание академика живописи. Умер Савицкий в Пензе 31 января 1905 года.

3.2.И. Глазунов. Иллюстрация к стихотворению Н. Некрасова «Железная дорога». 1970

Художник обязан понять и выразить, прежде всего, свое время с его расстановкой сил, с его пониманием добра и зла, с его пониманием гармонии мира и назначения искусства. Каждое художественное произведение, несущее правду о человеке, о тьме и свете его духовных исканий,— это подвиг, требующий от художника гражданского мужества.

И.С. Глазунов

d2

Глазунов Илья Сергеевич. (родился 10 июня 1930). Ректор Российской Академии живописи ваяния и зодчества, Действительный член Российской академии художеств, профессор, Народный художник СССР, Почетный член Королевских Академий художеств Мадрида и Барселоны, Кавалер «Золотой медали Пикассо» награды ЮНЕСКО за вклад в мировую культуру, Лауреат премии Джавахарлала Неру, Лауреат Государственной премии Российской Федерации. Илья Глазунов — художник, вокруг имени которого вот уже несколько десятилетий не стихают споры. Восторгам публики сопутствует острая критика, несмотря ни на что, интерес к творчеству этого незаурядного человека не ослабевает. «Художником меня сделал Ленинград, — говорит он, — с его громадами стройных домов, его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер… Эрмитаж — мерцание будто бы свечей, отраженное в паркете, темные прорывы картин в золоченых рамах… Сколько помню себя — рисовал. Первое мое впечатление в сознательной жизни — кусок синего неба с ослепительно белой пеной облаков, дорога, тонущая в поле ромашек, и таинственный лес вдали. С этого мига словно кто-то включил меня, сказав: «Живи!» «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной — есть постыдное равнодушие» — эти слова Александра Сергеевича Пушкина стали девизом Глазунова в работе над циклом «История России». «История России — это дерзания и войны, пожары и смуты, мятежи и казни, победы и свершения, — говорит художник. — Были минуты унижения, но пробивал час, и Россия возрождалась из пепла еще краше, сильнее и удивительнее. История России — красное пламя Революции и вера в будущее. Но нет будущего без прошлого. Верю в будущее человечества, верю, что оно несет новое одухотворенное искусство, равное вершинам прошлого и, может быть, более высокое…» Более 20 лет посвятил художник циклу «История России» и продолжает его. «Олег с Игорем», «Князь Игорь», «Два князя», «Русский Икар», «Проводы войска», «Канун» (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы), «Андрей Рублев», «Русская красавица», «Мистерия XX века», «Вечная Россия» и многие другие полотна воспевают трудную и героическую судьбу Древней Руси. Важный этап творчества художника — иллюстрация литературных произведений. Если цикл «Город» сравнивают с лирическими стихами, то о цикле иллюстраций пишут, что в нем Россия предстает во всей своей социальной многогранности, многоплановости. Иллюстрации к произведениям Мельникова-Печерского, Никитина, Некрасова, Лескова, Островского, Лермонтова, Блока, Куприна… Из прочтения всего писателя, из его книг Глазунов стремится воссоздать зримый образ Родины — такой, каким он выкристаллизовался в душе писателя. И то, что удается в итоге Глазунову, далеко не всегда «иллюстрация» в прямом смысле этого слова: это и живописное дополнение к тексту писателя, и самостоятельное произведение. Цикл подобных произведений составляет своеобразную живописную энциклопедию русской жизни былых времен. Имя художника Глазунова иногда связывают с именем Ф.М. Достоевского; цикл иллюстраций, выполненный к его произведениям, в зримой форме передает мысли-образы писателя. Достоевский научил Глазунова «искать человека в человеке», в повседневной действительности ощущать великий ход времен с его извечной яростной схваткой добра и зла, «где поле битвы — сердце человека».

d3

 4.Мои иллюстрации Я тоже захотела написать свои иллюстрации к стихотворению Н.А.Некрасова «Железная дорога». Во- первых, мне очень понравилось это произведение, поэтому выучила его полностью наизусть и рассказала на уроке литературы, за что получила «отлично» в классный журнал. Во-вторых, я учусь в художественной школе и мне стало интересно попробовать себя в качестве иллюстратора. В-третьих, конечно, меня поддержали в моём порыве и учитель литературы , и родители.

Иллюстрация первая «Славная осень! Здоровый, ядрёный воздух усталые силы бодрит»

d4

На картине я изобразила опушку леса, засыпанную яркими листьями. По опушке струится ручей. При лунном сиянии тонкий лёд, слегка покрывший небольшую речку. Всё это я рисовала гуашью, с помощью валика и губки. Именно губкой я сделала блики на деревьях и опушку леса, покрытую листьями.

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

Иллюстрация вторая «Добрый папаша! К чему в обаянии умного Ваню держать?»

d5

На этой картине я написала купе поезда, в котором сидят Ваня, его папаша и Н.А.Некрасов. Это сюжетная иллюстрация. Папаша-генерал одет в богатое пальто на красной подкладке, а Ванюша в кучерском армячке и Некрасов в простое обычное пальто. И в эту лунную ночь рассказчик просит разрешения у генерала рассказать Ванюше об истории создания железной дороги , по которой они едут из Москвы в Санкт-Петербург, а, в особенности, о её строителях. Как было трудно, как надо уважать их труд. Эту картину я рисовала гуашью, кое-где используя сухую кисть.

Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь бесп
ощаден,
Голод названье ему.

Иллюстрация третья «Видишь, стоит, измождён лихорадкою, высокорослый больной белорус»

d6

На этой картине я представила себе больного белоруса. Чтобы лучше передать мрачную, пугающую обстановку и болезнь белоруса, я использовала блёклые, тусклые и тёмные оттенки гуаши. Саму картину я писала сухой кистью. Мне было очень жалко этого белоруса, поэтому я рисовала аккуратно, неспешно.

Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!

Иллюстрация четвёртая «Слушай, мой милый: труды роковые кончены»

 d7

На этой картине я изобразила, как закончились труды крестьян, но получилось так, что их обманули. Они ничего за такой великий труд не получили: ни денег, ни наград, наоборот, остались должны. Для того чтобы передать угнетающую, и в то же время радостную обстановку ( всё-таки труды закончились), я использовала охру и чёрную гуашь. Картину писала сухой кистью.

Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены — немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался…
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!

Всё заносили десятники в книжку —
Брал ли на баню, лежал ли больной:
«Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот, поди ты!..» Махнули рукой

Иллюстрация пятая «В синем кафтане почётный лабазник»

d8

На этой картине я написала толстого лабазника, который сидит на лошади и хвалит рабочих. И за их огромный труд он даёт им бочку вина, как будто , на мой взгляд, в издёвку. Но даже этому крестьяне и рабочие – все строители железной дороги были рады. Эту картину я рисовала гуашью и валиком.

В синем кафтане — почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно…
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
«Ладно… нешто… молодца!.. молодца!..

С богом, теперь по домам,- проздравляю!
(Шапки долой — коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И — недоимку дарю!..»

Кто-то «ура» закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:
С песней десятники бочку катили…
Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..

5. Содружество искусств. Выводы.

Делая этот проект, я узнала очень много нового и важного для моей дальнейшей жизни: — о жизни и творчестве Николая Алексеевича Некрасова, великого русского поэта, о важном периоде его творчества, об истории создания стихотворения «Железная дорога»; — о жизни и творчестве Константина Аполлоновича Савицкого, великого русского художника, о котором до проекта не знала ничего, об истории создания картины «Ремонтные работы на железной дороге. 1874 г.»; — о жизни и творчестве Ильи Сергеевича Глазунова, известного российского художника, моего современника, который с интересом писал иллюстрации к произведениям Н.А.Некрасова; — и наконец, мне захотелось самой стать иллюстратором к стихотворению «Железная дорога», причём, увидеть всё по — своему, глазами тринадцатилетней девочки, живущей в двадцать первом веке. Я согласна со словами И.С.Глазунова, что «каждое художественное произведение, несущее правду о человеке, о тьме и свете его духовных исканий,— это подвиг, требующий от художника гражданского мужества». Основной темой своей поэзии Некрасов сделал народ, его горькую долю, многострадальную судьбу: «Я лиру посвятил народу своему». Некрасов – человек своего времени. Никто, кроме него, не смог выразить с такой силой главную тревогу эпохи – тревогу за судьбу своей страны, которая понималась как судьба многомиллионного народа. Какой бы стороны жизни ни коснулся поэт, везде он видел людские страдания и слезы, несправедливость и жестокость по отношению к народу, будь то городская улица, больница для бедняков, железнодорожная насыпь или несжатая полоса за деревней.

 6. Список литературы. 1. files.school-collection.edu.ru 2. http://www.glazunov.ru/ 3 Лебедев, А. Из библиографии о Н. А. Некрасове (Список основной литературы для преподавателей за последние 10 лет). — «Литература в школе», 2012, № 2, с. 79—80. 4. Чуковский К.И. Некрасов Н.А. в кн. Некрасова Н.А. Стихи для детей с 3-12 М., «Детская литература»,1972 5. Произведения школьной программы в кратком изложении Некрасов Н.А. с 206-207 М., Родин и компания, изд-во Аст,1998 6. Л.А. Розанова. О творчестве Н.А. Некрасова – М.,1988 7. Н.Н. Скатов. «Я лиру посвятил народу своему» – М.,1985 8. Н.И. Якушин. Тропа к Некрасову – М.,1987 Рецензия на исследовательский проект ученицы 7 «Б» класса МОУ «Гимназия «Дмитров» Мохначёвой Марии Александровны. Работа Мохначёвой Марии посвящена стихотворению Н.А.Некрасова, произведениям живописи, написанным к нему, и созданию своих собственных иллюстраций к этому стихотворению. Актуальность темы не вызывает сомнения, потому что это произведение входит в школьную программу и учитель может использовать Машин проект в своей преподавательской деятельности. Современный мир оказывает большое влияние на подрастающее поколение, меняются ценности, а проект Маши благотворно влияет на сверстников. Автор поставила перед собой цель изучить стихотворение , историю создания Николаевской железной дороги и написать свои иллюстрации. Машей проведена серьёзная работа по изучению образов стихотворения, тем, проблем, она выучила его наизусть полностью, а не отрывок как другие, познакомилась с творчеством К.А.Савицкого и И.С.Глазунова, написала свои иллюстрации, которые подарит школьному кабинету литературы на память. В своей работе Маша описывает исследование шаг за шагом и на конкретных примерах показывает решение поставленных задач. Рецензируемый проект представляет собой серьезную и интересную работу. Он выполнен на высоком уровне, содержит ряд выводов, представляющих интерес. Материал в работе изложен последовательно и чётко. Выводы и заключение сделаны правильно. Считаю, что исследовательский проект Мохначёвой Марии Александровны может быть представлен на областной научно-практической конференции и заслуживает Руководитель кафедры учителей русского языка и литературы _Хмелевская С.А.________________________________ / Ф.И.О./ « _7__» __апреля_____________ 2014 г.

Запись была размещена в Понедельник, 14 Апрель 2014 в 11:57 дп в рубрике Мои ученики, Некрасов. Вы можете подписаться на тему через RSS 2.0. Вы можете оставить комментарий, или трэкбэк со своего сайта.

Оставить комментарий